Германия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

В период с 1974 года по настоящее время попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в ФРГ не было. Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения отсутствуют. Также отсутствуют и легальные сецессионистские движения, способные представлять заметную политическую опасность. Определённую тенденцию к обособлению традиционно демонстрирует Бавария. В эпоху до римского завоевания автохтонами Баварии были кельты, причём кельтское влияние сохранялось и в более поздние времена. В современной Германии сецессионистскими воззрениями отличается Баварская партия. Внутри самой Баварии на статус отдельной земли претендует регион Франкен.

В 2005 году лужицкие сербы, славянское меньшинство, проживающее в землях Саксонии и Бранденбурга, организовали свою партию. В качестве целей бранденбургские сорбы ставят сохранение серболужицкого языка и культуры и отстаивание национальной самобытности. Союз избирателей Южного Шлезвига, представляющий интересы датского и фризского меньшинств в ФРГ (на территориях, утраченных Данией в 1864 году и не возвращённых по итогам референдума 1920 года), не поднимает вопросы о сецессии и присоединении к Дании. Попытка датского меньшинства в Южном Шлезвиге добиться возвращения в состав Датского королевства после Второй мировой войны не получила одобрения населения и властей Дании.

Серьёзная угроза национальной безопасности — терроризм. Уровень террористической угрозы продолжает оставаться высоким. По словам министра внутренних дел Баварии, на территории ФРГ действует террористическая сеть, организованная исламскими радикалами численностью до 5 тыс. членов. Известно, что некоторые из террористов, готовивших теракт 11 сентября 2001 года, долгое время находились в Гамбурге.

Правительство А. Меркель выдвинуло целый пакет мер, направленных на снижение террористической опасности, однако левые партии отказались его поддержать, ссылаясь на содержащиеся в нем существенные ограничения прав и свобод граждан. В частности, предлагалось ввести механизмы слежения за пользователями сети Интернет и иные способы государственного контроля за распространением информации.

В ходе арестов (2007 года) членов немецкой ячейки «Союза джихада» в баварском Ной-Ульме выяснилось, что большинство террористов, планировавших взорвать аэропорт во Франкфурте-на-Майне и военную базу США Рамштайн, являются гражданами Германии. Правоохранительные органы земли заявили, что налицо новый тип терроризма, возникший на немецкой почве.

Курдская группировка «Анвар-аль-ислам» осуществляет вербовку новых членов на территории Германии, а затем переправляет террористов-смертников в Ирак. Хотя «Анвар-аль-ислам» не осуществляет терактов на территории Германии, само существование подобных объединений — серьёзная угроза национальной безопасности.

Помимо исламистов с конца 1980-х годов активизировались и праворадикальные группировки, в арсенале которых продолжают сохраняться методы терроризма. Недостаточное регулирование миграционных потоков и высокие показатели безработицы создают социальную базу для пропаганды крайне правой идеологии.

Леворадикальные группировки снизили свою активность в связи с широким представительством партий левого политического спектра в политической жизни. Большинство акций левых радикалов приурочены к международным событиям, таким, как, например, саммит «Большой восьмёрки».

Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Германии невысок. Принятие правительством решений и функционирование государственного аппарата имеют от- крытый характер, а различные группы интересов воздействуют на власть с помощью законных механизмов, а не путём теневого лоббирования «без правил». Все же в Германии периодически получают огласку скандалы, связанные с сокрытием политическими партиями реальных размеров пожертвований на их политическую деятельность.

Исследование «Глобальный барометр коррупции-2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Германии наиболее коррумпированными население считает политические партии, частный бизнес (3,5 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); СМИ, коммунальные службы (3,1); законодательные органы (3,0); НПО, систему здравоохранения (2,8). Наименее коррумпированными граждане считают регистрирующие и лицензирующие органы (2,0 балла); систему образования (2,2); правоохранительные и налоговые органы (2,3); вооружённые силы (2,4).

Германия сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит — 0,1 %.

Убыль населения компенсируется иммиграцией. Правительство не считает показатели иммиграции угрожающими или высокими, однако сложная ситуация на рынке труда и проблемы, связанные с ассимиляцией мигрантов, вынуждают правительство Меркель принимать меры по ограничению иммиграции. Германией поощряется иммиграция высококвалифицированных специалистов.

С 1989 по 2003 годы в страну приехали около 2,2 миллионов этнических немцев с территории бывшего СССР, а также из Польши (570 тысяч) и Румынии (220 тысяч). Правительство Германии старалось регулировать этот процесс, устанавливая квоты на въезд этнических немцев. С 1993 по 1999 годы квота составляла 225 тысяч человек, в 1999 году она была снижена до 100 тысяч, в 2002 году — до 91 тысячи, а в 2003 году — до 73 тысяч. При этом существует серьёзная проблема социализации этнических немцев, поскольку в 2003 году только 20 % из них владели немецким языком.

Во второй половине 1950-х годов ФРГ нуждалась в притоке дополнительной рабочей силы для развития экономики. Именно в этот период были подписаны двусторонние договоры с Италией, Испанией, Португалией, Грецией, Югославией и Турцией. Их суть заключалась в том, что граждане этих стран могут на определённый срок (как правило, на год или два года) приезжать в Германию в качестве гастарбайтеров

С начала 1960-х годов процент иностранцев, постоянно проживающих в стране, начал постепенно расти. В середине 1970-х годов Германия перестала испытывать недостаток рабочей силы, поскольку темпы развития экономики снизились, однако к этому времени многие приезжие рабочие получили разрешение на жительство и перевезли в ФРГ свои семьи. Рождавшиеся в Германии дети иммигрантов вплоть до 2001 года не получали немецкое гражданство автоматически и также считались иностранцами (для сравнения, в 2001 году число детей, получивших немецкое гражданство, составило 37 000 человек).

В конце 1980 — начале 1990-х годов многие граждане стран Восточной Европы стремились получить в Германии убежище. И если в 1989–1990 годах официальной политикой правительства Германии было согласие на приток в страну иммигрантов, то уже в 1993 году коалиция ХДС/ХСС — СвДП, находящаяся в то время у власти, называла сокращение числа иммигрантов одной из своих главных задач. В 1993 году был принят новый закон, ограничивающий въезд иммигрантов. В 2001 году правительственная комиссия подготовила отчёт, который декларировал новый подход в иммиграционной политике, однако закон на этот счёт был ратифицирован бундестагом лишь в 2004 году и вступил в силу 1 января 2005 года. По сути, он также является скорее ограничительным и призван регулировать поток въезжающих иностранцев в сторону его сокращения.

Практика предоставления временных разрешений на работу продолжается и в начале XXI века. Хотя такие страны, как Польша и Чехия, с 2004 года являются членами ЕС, подобные ограничения по-прежнему распространяются и на их граждан. Это связано с опасениями государств «старой Европы», в том числе Германии, что дешёвая рабочая сила из стран Восточной Европы подорвёт рынок рабочей силы в западноевропейских странах.

Курдские мигранты начали массово переселяться в Германию во второй половине XX века. Многие дети иммигрантов первой волны практически полностью интегрированы в немецкое общество. В 1973 году из-за изменения конъюнктуры на мировых рынках труда Германия закрыла свои центры найма рабочей силы в Турции. Несмотря на это, ожидаемого снижения количества иммигрантов не произошло: для переезда курды стали использовать закреплённый в германском законодательстве принцип предоставления политического убежища. В результате принятых правительством мер по контролю за миграционными потоками значительно увеличились показатели нелегальной миграции. В начале 1990-х годов этнический конфликт между турками и курдами возник уже на территории Германии. Кровавые уличные столкновения между бандами привлекли внимание правоохранительных органов, по сообщениям которых в стране находились около 7 тысяч радикальных активистов курдских и турецких националистических группировок. В 1993 году Рабочая партия Курдистана, осуществившая серию террористических актов, была запрещена. После ареста её лидера Абдуллы Оджалана произошла новая серия терактов. Наиболее сложной ситуация была в Берлине.

На сегодняшний день турки и курды являются крупнейшим этническим меньшинством (730 тысяч человек). Политика мультикультурализма, которую власти Германии проводили в 1990-х годах, отчасти сгладила противоречия, связанные с интеграцией мигрантов из Малой Азии (преодоление языкового барьера, программы обучения для разных возрастов). Турецкая община в подавляющем большинстве случаев поддерживает СДПГ, которая выступает за расширение социального пакета для мигрантов.

Одной из основных «нетрадиционных» угроз безопасности является деятельность на территории Германии транснациональных преступных сообществ, специализирующихся на наркоторговле и торговле оружием. Незаконные каналы поставки оружия из Восточной Европы контролируются как гражданами Германии, так и выходцами из стран СНГ.

Всего за 2007 год было зарегистрировано 6,3 миллионов правонарушений. Несмотря на некоторую тенденцию к снижению этого показателя (на 1,4 %), преступность продолжает оставаться серьёзной угрозой.

В структуре криминала выделяются такие сегменты, как преступность этнических мафий, транснациональная преступность, экономическая преступность. Эти три вида преступности наряду с терроризмом представляют наибольшую общественную опасность. Показатель раскрываемости преступлений составил в 2007 году 55,4 % (самый высокий с момента воссоединения страны). Определённые опасения у правоохранительных органов вызывает также рост детской и подростковой преступности, особенно в восточных регионах и в Баварии.


←   Назад  |   Внешние и внутренние угрозы безопасности государства   |   Вперёд   →



 

Холодный климат ранней субатлантической эпохи в Северном полушарии / Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат средневековой тёплой эпохи в Северном полушарии» (М.: Изд-во МЭИ, 2001) и посвящена другому крупнейшему климатическому событию позднего голоцена: похолоданию ранней субатлантической эпохи. Результаты обоих исследований обозначаХолодный климат ранней субатлантической эпохи в Северном полушарии
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство «Издательство „Недра“»).Оценка эксплуатационных запасов подземных вод
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...
Великобритания / В книге представлена экономико-географическая характеристика экономических районов Великобритании с указанием отличительных особенностей важнейших городских центров, сведений по истории, населению, культуре и хозяйству. Автор проанализировал, используя, в частности, количественные методы, огромный мВеликобритания
В книге представлена экономико-географическая характеристика экономических ...