Германия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В Федеративной Республике Германия конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную (ст. 20). Этот принцип, в частности, реализуется благодаря различным источникам формирования ветвей власти.
Глава государства — президент ФРГ — избирается на свой пост Федеральным собранием — особым органом, созываемым именно для этой цели и состоящим из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов от земельных парламентов (ландтагов). Кандидат на этот пост должен быть старше 40 лет, и для избрания ему необходимо набрать 2/3 голосов Федерального собрания. Срок пребывания на посту президента — 5 лет, с возможностью однократного переизбрания. Обычно президент занимает до своего избрания высокую должность в одной из ведущих партий, однако на время нахождения на посту президента он приостанавливает своё членство в партии, находясь вне партийной политики, тем самым объединяя политическую систему и способствуя её стабильности.
Именно президент предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера (председателя правительства), а затем, при положительном голосовании, утверждает его на этот пост. Однако в действительности президент не влияет на процесс выбора канцлера, поскольку кандидатом на этот пост становится лидер победившей на парламентских выборах партии или самой крупной партии в коалиции. После того как федеральный канцлер утверждён, он формирует правительство из членов партии-победительницы или из коалиции, которая выбрала его на этот пост. Кандидатуры министров утверждаются федеральным президентом.
Если бундестаг не может прийти к согласию по кандидатуре канцлера (три голосования не выявляют победителя), то федеральный президент может распустить бундестаг и назначить новые выборы. Помимо того, бундестаг распускается в случае, если он выразил недоверие канцлеру. Тогда назначаются новые выборы и по их результатам формируется новая правящая коалиция и избирается новый канцлер.
Правом законодательной инициативы в Германии обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и бундесрат (ст. 76 Основного закона). Менять или отменять принятые законы может Федеральный конституционный суд.
В Германии наиболее сильным влиянием обладает законодательная ветвь власти (по существу, правящая коалиция), которая выбирает федерального канцлера и определяет курс законодательного процесса. Однако устоявшаяся система демократического управления и ответственность политиков перед обществом гарантируют защиту от перекоса в сторону законодательной власти. Кроме того, традиционный, горизонтальный, принцип разделения властей в ФРГ дополнен вертикальным, то есть разделением властных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, что также способствует демократическому распределению компетенций в государстве.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
 - Европа
 - Западная Европа
- Год образования
 - Географическое положение, площадь, границы
 - Население
 - Индекс развития человеческого потенциала в Германии в 1975–2000 годах
 - Язык
 - Исторический очерк политических традиций
 - Ранняя германская государственность
 - Германия в Средние века
 - Экспансия орденов и возникновение Пруссии
 - Германия в XVI-XVII веках
 - Усиление Пруссии и Германский союз (XVIII–XIX веков)
 - Вторая Германская империя
 - Первая мировая война
 - Национал-социализм. Вторая мировая война
 - Послевоенное устройство Германии
 - Федеративная Республика Германия
 - Германская Демократическая Республика
 - Объединение Германии и современная ФРГ
 - Большая коалиция 2005 года
 - Конституционные основы, характеристика формы правления
 - Разделение и взаимодействие ветвей власти
 - Особенности исполнительной власти
 - Главы государства (федеральные президенты) в 1974–2010 годах
 - Главы правительства (федеральные канцлеры) в 1969–2010 годах
 - Особенности законодательной власти
 - Особенности судебной власти
 - Территориально-государственное устройство
 - Местное управление и самоуправление
 - Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
 - Конфликты и расколы
 - Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
 - Религия и государство, роль религии в политике
 - Особенности партийной системы
 - Представительство политических партий в бундестаге по итогам выборов 2005 года
 - Политическая роль военных/силовых структур
 - НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
 - Положение и роль СМИ
 - Положение Германии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
 - Гендерное равенство/неравенство
 - Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
 - Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
 - Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
 - Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
 - Военные расходы в 1990–2007 годах
 - Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
 - Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
 - Положение Германии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
 - Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
 - Экономические угрозы
 - Угрозы безопасности человека
 
 
 
Величайшие реки мира История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...
Исследователи Тихого океана Книга рассказывает о предпринятых в 1560–1780 годах экспедициях европейских ...
География мирового процесса урбанизации В пособии ярко и убедительно рассказано об урбанизации — географически пёстром ...