Германия / Территориально-государственное устройство
Согласно ст. 20 Основного закона, ФРГ является федеративным государством.
Федерализм зафиксирован в конституции как вечная гарантия и высшая ценность для Германии.
ФРГ включает в свой состав 16 земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург — Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн — Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония —Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия.
У каждой земли есть своя конституция, однопалатный законодательный орган — ландтаг и правительство во главе с министром-губернатором. Интересы земель на федеральном уровне представляет бундесрат (совет земель). В него входят главы правительств и министры из кабинетов земель. В ФРГ бундесрат обладает гораздо большими возможностями по сравнению с Веймарским рейхсратом. При решении споров между землёй и федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду. Федеральное правительство обязано информировать бундесрат обо всех проектах Евросоюза, в которых могут быть затронуты интересы земель, а бундесрат высказывает своё мнение по таким проектам.
В сферу компетенции земель входят вопросы, связанные с политикой в области образования, охраны правопорядка, культуры, местного самоуправления, вопросы экологии. В целом в Германии существует довольно сложная система взаимоотношений центра и субъектов федерации в вопросах законодательства, включающая исключительную, конкурирующую и рамочную законодательную компетенцию. Ст. 71, 72, 73, 74 и 75 Основного закона определяют, какие именно сферы деятельности относятся к исключительной законодательной компетенции (то есть регулируются федеральным правительством), какие — к конкурирующей (то есть земли имеют законодательное право в случае, если вопрос не урегулирован федеральным законом), а какие — к рамочной (то есть центр определяет общие контуры, в которых субъекты могут принимать конкретные законы).
К исключительному законодательству относятся вопросы внешней политики, обороны, вопросы гражданства, таможенная система, товарооборот, воздушное и железнодорожное сообщение, почта и телекоммуникации. К конкурирующему законодательству относятся вопросы гражданского, уголовного, трудового и хозяйственного права, судопроизводства, законодательство в отношении беженцев и некоторые другие. Рамочное законодательство действует прежде всего в области высшего образования, средств массовой информации и охраны природы.
Германская модель федерализма позволяет нескольким землям объединяться для защиты общих интересов. Такая особенность получила в ФРГ название кооперативного федерализма и реализуется через сотрудничество земель с федеральным центром, а также сотрудничество земель между собой на всех уровнях, прежде всего в форме конференций министров земель.
Германская модель федерализма относится к числу наиболее дееспособных федеративных систем в мире. Несмотря на то что в 1990-х годах власть центра несколько увеличилась, в целом германский федерализм продолжает функционировать достаточно эффективно и отношения внутри федерации не превращаются в угрозу для стабильного развития страны.
← Назад | Территориально-государственное устройство | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Германии в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Ранняя германская государственность
- Германия в Средние века
- Экспансия орденов и возникновение Пруссии
- Германия в XVI-XVII веках
- Усиление Пруссии и Германский союз (XVIII–XIX веков)
- Вторая Германская империя
- Первая мировая война
- Национал-социализм. Вторая мировая война
- Послевоенное устройство Германии
- Федеративная Республика Германия
- Германская Демократическая Республика
- Объединение Германии и современная ФРГ
- Большая коалиция 2005 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (федеральные президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (федеральные канцлеры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в бундестаге по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Германии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Германии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...