Германия / Федеративная Республика Германия
Основной закон 1949 года восстановил на территории Западной Германии федеративное устройство, фактически отменённое во время нацистского правления, и зафиксировал федерализм как вечную гарантию и высшую ценность для Германии, определив таким образом дальнейшее развитие страны как федеративного государства. При этом ещё в 1945–1946 годах в трёх западных оккупационных зонах Германии было проведено административно-территориальное переустройство, которое повлекло за собой изменение традиционных границ между землями. Это делалось, во-первых, для удобства управления, а во-вторых, для преодоления больших диспропорций между землями — как в экономическом, так и в социально-демографическом плане. В итоге в западной части Германии было создано 11 федеральных земель. Впоследствии новое деление практически не претерпело серьёзных изменений вплоть до наших дней (за исключением создания новых земель на территории бывшей ГДР).
Доминирующей идеей федеративного устройства Западной Германии после войны стало создание сильных самостоятельных земель, способных противостоять диктату центра, что было своеобразной реакцией на централизацию власти при нацистском режиме.
Вскоре после создания ФРГ встал вопрос о её возможном включении в западные блоки, прежде всего в НАТО. Против такого решения выступала Франция, которая была обеспокоена возможностью повторения германской агрессии в случае ремилитаризации Германии. Тем не менее Парижские соглашения 1955 года зафиксировали вступление ФРГ в Западноевропейский Союз (ЗЕС) и в НАТО.
Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены в 1955 году, когда правительственная комиссия во главе с канцлером К. Аденауэром посетила Москву. СССР оказался единственной страной, которая имела посольства обеих Германий — ФРГ и ГДР: в то время в ФРГ действовала так называемая «доктрина Хальштейна», согласно которой в случае, если какое-либо государство признавало ГДР, ФРГ разрывала с ним дипломатические связи.
В течение первого десятилетия ведущей политической силой ФРГ был блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), а его лидер — Конрад Аденауэр (канцлер в 1949–1963 годах) — определял внешнюю и внутреннюю политику страны. Под руководством Л. Эрхарда (канцлер в 1963–1966 годах) были проведены успешные социально-экономические реформы
социал-либерального характера. Однако к началу 1960-х годов популярность христианских демократов постепенно начала снижаться, и в 1966 году они были вынуждены создать «большую коалицию» с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) во главе с Вилли Брандтом, который стал министром иностранных дел и вице-канцлером, а после выборов 1969 года — канцлером (в правящую коалицию вошли СДПГ и Свободная демократическая партия — СвДП). Этот период был ознаменован потеплением в отношениях ФРГ и социалистических стран, включая ГДР: были подписаны договоры о признании ФРГ восточных границ с СССР, Польшей и Чехословакией. В ноябре 1972 года два немецких государства признали суверенитет друг друга.
Блок ХДС/ХСС в коалиции с СвДП вернулся к власти в 1982 году, когда канцлером ФРГ стал Гельмут Коль. Именно он в 1989–1990 годах возглавил процесс объединения двух Германий.
← Назад | Федеративная Республика Германия | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Германии в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Ранняя германская государственность
- Германия в Средние века
- Экспансия орденов и возникновение Пруссии
- Германия в XVI-XVII веках
- Усиление Пруссии и Германский союз (XVIII–XIX веков)
- Вторая Германская империя
- Первая мировая война
- Национал-социализм. Вторая мировая война
- Послевоенное устройство Германии
- Федеративная Республика Германия
- Германская Демократическая Республика
- Объединение Германии и современная ФРГ
- Большая коалиция 2005 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (федеральные президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (федеральные канцлеры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в бундестаге по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Германии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Германии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...