Германия / Особенности законодательной власти
Законодательная власть в Германии представлена двухпалатным законодательным собранием. Нижняя палата, бундестаг, является органом, представляющим весь немецкий народ, а верхняя палата, бундесрат, — органом, представляющим земли Германии на федеральном уровне.
Депутаты бундестага избираются сроком на 4 года на всенародных выборах, которые проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Точное число депутатов не зафиксировано, но оно обязательно должно быть больше 656. По результатам выборов в бундестаг из состава партии, получившей в парламенте абсолютное большинство мест (больше 50 %, например, 50 % плюс один голос), выбирается федеральный канцлер, который затем формирует правительство (как правило, в него входят члены победившей партии). В случае, если ни одна из партий не получила абсолютное большинство мест, формируется правящая коалиция, с тем чтобы входящие в неё партии сформировали в бундестаге абсолютное большинство. В этом случае канцлером традиционно становится лидер более крупной партии, а младший партнёр в коалиции в обмен на свою поддержку получает министерские портфели в сформированном канцлером правительстве.
Во главе бундестага стоит председатель, который избирается депутатами (ст. 40 Основного закона). Большая часть работы бундестага проходит в профильных комитетах, которые осуществляют подготовку законопроектов и проводят консультации с заинтересованными сторонами. Правом законодательной инициативы в Германии обладают федеральное правительство, бундесрат и депутаты бундестага (ст. 76 Основного закона). Внесённый законопроект проходит три чтения, после чего принимается большинством голосов бундестага. В случае если законопроект затрагивает интересы земель (а такими признаются около 60 % всех принимаемых в ФРГ законов), он должен быть одобрен бундесратом. При возникновении разногласий создаётся согласительная комиссия, состоящая из 32 человек (16 представителей земель и 16 депутатов бундестага), которая призвана найти компромисс.
Верхняя палата — бундесрат — состоит из 69 представителей немецких земель. Бундесрат формируется не путём выборов, а путём направления от земельных правительств делегаций, численность которых зависит от численности населения субъекта федерации. Для земель с населением численностью более 2 миллионов человек предусмотрено 4 представителя, с численностью более 6 миллионов человек — 5, с численностью более 7 миллионов человек — 6; остальные земли представлены 3 делегатами. При этом все члены делегации при проведении голосований обязаны голосовать единым блоком. Обновление состава бундесрата происходит при формировании в отдельных землях новых правительств, которые направляют в бундесрат новые делегации.
Задача бундесрата заключается в защите интересов немецких земель, он рассматривает законы, затрагивающие интересы субъектов (включая право вето, которое может быть преодолено нижней палатой), а также голосует по проектам изменения конституции, для чего требуется квалифицированное большинство (2/3 голосов) бундестага и бундесрата. Работа бундесрата также осуществляется через комитеты. Председателем бундесрата (президентом) является премьер-министр одной из земель, который занимает этот пост в течение года, после чего он переходит к премьер-министру другой земли.
Выборы в нижнюю палату парламента — бундестаг — проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Её германский вариант получил название «система добавочного участия». Она заключается в том, что избиратели обладают двумя голосами, один из которых они отдают кандидату по «своему» одномандатному избирательному округу, а второй — за партийный список (партии формируют списки для каждой земли). Для победы в одномандатном округе кандидату необходимо получить относительное большинство поданных голосов, и тогда он проходит в бундестаг, получая так называемый «прямой мандат». Для того чтобы получить право на прохождение в бундестаг членов партии по спискам, партия должна набрать более 5 % вторых голосов избирателей по стране (такой барьер существует с 1953 года) или получить 3 прямых мандата (по избирательным округам).
Избирательное законодательство, ныне действующее в Германии, было принято в октябре 1990 года, а последняя поправка в него была внесена в апреле 1998 года. Согласно этому закону, Германия в настоящее время делится на 299 избирательных округов (до 2002 года их было 328), которые формируют 16 земельных округов. Активным избирательным правом, то есть правом избирать) обладают немецкие граждане старше 18 лет, проживающие в стране не менее 3 месяцев. Правом избираться в бундестаг обладают граждане, достигшие 18 лет и получившие немецкое гражданство более года назад.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Германии в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Ранняя германская государственность
- Германия в Средние века
- Экспансия орденов и возникновение Пруссии
- Германия в XVI-XVII веках
- Усиление Пруссии и Германский союз (XVIII–XIX веков)
- Вторая Германская империя
- Первая мировая война
- Национал-социализм. Вторая мировая война
- Послевоенное устройство Германии
- Федеративная Республика Германия
- Германская Демократическая Республика
- Объединение Германии и современная ФРГ
- Большая коалиция 2005 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (федеральные президенты) в 1974–2010 годах
- Главы правительства (федеральные канцлеры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в бундестаге по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Германии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Германии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...