Германия / Территориально-государственное устройство

Согласно ст. 20 Основного закона, ФРГ является федеративным государством.

Федерализм зафиксирован в конституции как вечная гарантия и высшая ценность для Германии.

ФРГ включает в свой состав 16 земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург — Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн — Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония —Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия.

У каждой земли есть своя конституция, однопалатный законодательный орган — ландтаг и правительство во главе с министром-губернатором. Интересы земель на федеральном уровне представляет бундесрат (совет земель). В него входят главы правительств и министры из кабинетов земель. В ФРГ бундесрат обладает гораздо большими возможностями по сравнению с Веймарским рейхсратом. При решении споров между землёй и федерацией или между различными землями последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду. Федеральное правительство обязано информировать бундесрат обо всех проектах Евросоюза, в которых могут быть затронуты интересы земель, а бундесрат высказывает своё мнение по таким проектам.

В сферу компетенции земель входят вопросы, связанные с политикой в области образования, охраны правопорядка, культуры, местного самоуправления, вопросы экологии. В целом в Германии существует довольно сложная система взаимоотношений центра и субъектов федерации в вопросах законодательства, включающая исключительную, конкурирующую и рамочную законодательную компетенцию. Ст. 71, 72, 73, 74 и 75 Основного закона определяют, какие именно сферы деятельности относятся к исключительной законодательной компетенции (то есть регулируются федеральным правительством), какие — к конкурирующей (то есть земли имеют законодательное право в случае, если вопрос не урегулирован федеральным законом), а какие — к рамочной (то есть центр определяет общие контуры, в которых субъекты могут принимать конкретные законы).

К исключительному законодательству относятся вопросы внешней политики, обороны, вопросы гражданства, таможенная система, товарооборот, воздушное и железнодорожное сообщение, почта и телекоммуникации. К конкурирующему законодательству относятся вопросы гражданского, уголовного, трудового и хозяйственного права, судопроизводства, законодательство в отношении беженцев и некоторые другие. Рамочное законодательство действует прежде всего в области высшего образования, средств массовой информации и охраны природы.

Германская модель федерализма позволяет нескольким землям объединяться для защиты общих интересов. Такая особенность получила в ФРГ название кооперативного федерализма и реализуется через сотрудничество земель с федеральным центром, а также сотрудничество земель между собой на всех уровнях, прежде всего в форме конференций министров земель.

Германская модель федерализма относится к числу наиболее дееспособных федеративных систем в мире. Несмотря на то что в 1990-х годах власть центра несколько увеличилась, в целом германский федерализм продолжает функционировать достаточно эффективно и отношения внутри федерации не превращаются в угрозу для стабильного развития страны.


←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →



 

Сток и гидрологические расчеты / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Гидрометеоиздат»).Сток и гидрологические расчеты
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Кора выветривания. Часть 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кора выветривания. Часть 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...
Верхнепалеозойская фауна Хараулахских гор / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «Известия академии наук»).Верхнепалеозойская фауна Хараулахских гор
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...