Германия / Особенности законодательной власти

Законодательная власть в Германии представлена двухпалатным законодательным собранием. Нижняя палата, бундестаг, является органом, представляющим весь немецкий народ, а верхняя палата, бундесрат, — органом, представляющим земли Германии на федеральном уровне.

Депутаты бундестага избираются сроком на 4 года на всенародных выборах, которые проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Точное число депутатов не зафиксировано, но оно обязательно должно быть больше 656. По результатам выборов в бундестаг из состава партии, получившей в парламенте абсолютное большинство мест (больше 50 %, например, 50 % плюс один голос), выбирается федеральный канцлер, который затем формирует правительство (как правило, в него входят члены победившей партии). В случае, если ни одна из партий не получила абсолютное большинство мест, формируется правящая коалиция, с тем чтобы входящие в неё партии сформировали в бундестаге абсолютное большинство. В этом случае канцлером традиционно становится лидер более крупной партии, а младший партнёр в коалиции в обмен на свою поддержку получает министерские портфели в сформированном канцлером правительстве.

Во главе бундестага стоит председатель, который избирается депутатами (ст. 40 Основного закона). Большая часть работы бундестага проходит в профильных комитетах, которые осуществляют подготовку законопроектов и проводят консультации с заинтересованными сторонами. Правом законодательной инициативы в Германии обладают федеральное правительство, бундесрат и депутаты бундестага (ст. 76 Основного закона). Внесённый законопроект проходит три чтения, после чего принимается большинством голосов бундестага. В случае если законопроект затрагивает интересы земель (а такими признаются около 60 % всех принимаемых в ФРГ законов), он должен быть одобрен бундесратом. При возникновении разногласий создаётся согласительная комиссия, состоящая из 32 человек (16 представителей земель и 16 депутатов бундестага), которая призвана найти компромисс.

Верхняя палата — бундесрат — состоит из 69 представителей немецких земель. Бундесрат формируется не путём выборов, а путём направления от земельных правительств делегаций, численность которых зависит от численности населения субъекта федерации. Для земель с населением численностью более 2 миллионов человек предусмотрено 4 представителя, с численностью более 6 миллионов человек — 5, с численностью более 7 миллионов человек — 6; остальные земли представлены 3 делегатами. При этом все члены делегации при проведении голосований обязаны голосовать единым блоком. Обновление состава бундесрата происходит при формировании в отдельных землях новых правительств, которые направляют в бундесрат новые делегации.

Задача бундесрата заключается в защите интересов немецких земель, он рассматривает законы, затрагивающие интересы субъектов (включая право вето, которое может быть преодолено нижней палатой), а также голосует по проектам изменения конституции, для чего требуется квалифицированное большинство (2/3 голосов) бундестага и бундесрата. Работа бундесрата также осуществляется через комитеты. Председателем бундесрата (президентом) является премьер-министр одной из земель, который занимает этот пост в течение года, после чего он переходит к премьер-министру другой земли.

Выборы в нижнюю палату парламента — бундестаг — проходят по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Её германский вариант получил название «система добавочного участия». Она заключается в том, что избиратели обладают двумя голосами, один из которых они отдают кандидату по «своему» одномандатному избирательному округу, а второй — за партийный список (партии формируют списки для каждой земли). Для победы в одномандатном округе кандидату необходимо получить относительное большинство поданных голосов, и тогда он проходит в бундестаг, получая так называемый «прямой мандат». Для того чтобы получить право на прохождение в бундестаг членов партии по спискам, партия должна набрать более 5 % вторых голосов избирателей по стране (такой барьер существует с 1953 года) или получить 3 прямых мандата (по избирательным округам).

Избирательное законодательство, ныне действующее в Германии, было принято в октябре 1990 года, а последняя поправка в него была внесена в апреле 1998 года. Согласно этому закону, Германия в настоящее время делится на 299 избирательных округов (до 2002 года их было 328), которые формируют 16 земельных округов. Активным избирательным правом, то есть правом избирать) обладают немецкие граждане старше 18 лет, проживающие в стране не менее 3 месяцев. Правом избираться в бундестаг обладают граждане, достигшие 18 лет и получившие немецкое гражданство более года назад.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Сирия / Сирийская Арабская Республика — государство, расположенное в западной части Азиатского материка. Сегодня сирийский народ решает сложные задачи экономического, социального и национального строительства. Автор рассказывает о природе, населении, о богатом историческом прошлом и современном экономическоСирия
Сирийская Арабская Республика — государство, расположенное в западной части ...
Загадочные экспедиции / Книга живо и увлекательно повествует об освоении русскими первопроходцами Аляски. Она рассказывает о тайной миссии Камчатских экспедиций Беринга, фантастических «прожектах» освоения земель в Южном полушарии и установления политико-экономических контактов России с Индией и Мадагаскаром. Книга рассчитЗагадочные экспедиции
Книга живо и увлекательно повествует об освоении русскими первопроходцами ...
Страны и народы. Происхождение названий / Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли названия современных государств? Как они соотносятся с названиями народов? Почему в русском языке есть двойные названия для одной и той же страны: Великобритания (Англия), Нидерланды (Голландия)? Эти и многие другие вопросыСтраны и народы. Происхождение названий
Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли ...