Германия / Конституционные основы, характеристика формы правления

После Второй мировой войны в оккупационных зонах Германии под эгидой стран-победительниц началась работа по созданию проекта конституции нового немецкого государства. В трёх западных зонах эта работа была завершена к 1949 году, и 23 мая был принят Основной закон (das Grundgesetz, GG), определявший принципы государственного устройства «Тризонии», ставшей Федеративной Республикой Германия. Предполагалось, что Основной закон будет временным документом, который впоследствии будет заменён на конституцию для единой Германии, однако он оказался реально действующим механизмом обеспечения стабильности в обществе и потому принятие новой конституции не потребовалось. В преамбуле было сказано, что «настоящий Основной закон имеет силу для всего немецкого народа», поэтому его не пришлось менять и после объединения Германии в 1990 году.

С 1949 года в Основной закон Германии было внесено 48 поправок, первая из которых — об отмене ст. 143 в связи с изменением уголовного права в стране — 30 августа 1951 года, а последняя — об изменении ст. 96 (о федеральных судах) — 26 июля 2002 года.

Порядок внесения изменений в конституцию зафиксирован в ст. 79 Основного закона. Согласно этой статье, изменение Основного закона возможно только специальным законом, который «требует одобрения большинством в две трети членов бундестага и в две трети голосов бундесрата». При этом «не допускаются изменения настоящего Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принцип участия земель в законодательстве или принципы, закреплённые в статьях 1 и 20». В этих статьях речь идёт соответственно о неотчуждаемых правах человека и о характеристиках государственного строя ФРГ.

В Основном законе зафиксированы все основные права человека и гражданина в современном демократическом обществе, в том числе: равенство перед законом, свобода вероисповедания, совести и убеждений, свобода мнений и информации, свобода собраний, свобода объединений и союзов и права собственности. Помимо того, положение о правовом государстве дополняется положением о социальном государстве, то есть государство обязуется реализовывать принцип социальной справедливости и предоставлять социальную помощь нуждающимся в ней.

ФРГ является государством с парламентской формой правления. Главой немецкого государства является федеральный президент.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Функционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки / Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном в послевоенные годы и в настоящее время в связи с техногенной нагрузкой не выполняют свою многофункциональную роль. Повсеместно наблюдается недостаток озеленённых площадей, отсутствует система озеленённых территорий, вклФункционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки
Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...
Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года (издательство «Типография Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел»).Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...