Норвегия / Евроатлантическая подсистема

На референдумах 1972 и 1994 годах население страны отвергло возможность участия в ЕЭС (позднее ЕС). Вопрос о взаимоотношениях с этой европейской интеграционной группировкой произвёл раскол в норвежском обществе, а также в некоторых политических партиях страны.

После вступления в 1994 году в Европейское экономическое пространство (ЕЭП) Норвегия инкорпорировала нормы ЕС в своё законодательство, однако сельское хозяйство, нефтяная промышленность (за исключением газового сегмента) и рыболовство не охвачены действием ЕЭП. ЕЭП также не распространяется на торговлю Норвегии с третьими странами.

В 1999 году Норвегия заключила с ЕС соглашение о присоединении к Шенгенской зоне (без права принятия решений) , в которую должна была вступить, чтобы не разрушать ранее созданный паспортный союз со странами Северной Европы. С 2004 года Норвегия является донором ЕС и в период с 2004 по 2009 год должна выделить 567 миллионов евро на выравнивание показателей экономического развития новых членов ЕС (49 % этой суммы предоставляется Польше, 13 % — Венгрии).

На долю европейских партнёров, среди которых следует выделить Германию, Нидерланды, Швецию и Великобританию, приходится свыше 70 % товарооборота Норвегии. Норвегия участвует в Европейском космическом агентстве, Европейской организации ядерных исследований, др. научных организациях ЕС, Европоле и др.

В настоящее время периодически отмечаются попытки стран ЕС как можно теснее привязать Норвегию к Евросоюзу, что вызывает резкое недовольство противников интеграционной альтернативы для королевства. Так, участие Норвегии в соглашении о ЕЭП позволило европейским структурам официально потребовать от страны прекращения ограничительных практик, существовавших на норвежском рынке энергетики для негосударственных компаний. Опасаясь, что через проникновение на этот рынок частных предприятий из европейских стран ЕС будет пытаться поставить энергетический потенциал Норвегии под свой контроль в интересах безопасности Большой Европы, некоторые норвежские европессимисты предлагают отказаться от соглашения о ЕЭП.

Морские интересы Норвегии диктуют ей участие во всех организациях, соглашениях и переговорах, которые могут таковые затронуть. Исторически Норвегия является талассократией, зависящей от морских промыслов и морской торговли. Большой и развитый флот всегда входил в число главных инструментов страны на международной арене, что продемонстрировала как эпоха так называемого «полярного империализма» в 1920–1930-х годов, когда Норвегия расширяла своё территориальное и коммерческое присутствие в Арктике и Антарктике, так и Вторая мировая война, в ходе которой избежавший захвата гитлеровцами флот позволил Норвегии стать одним из наиболее активных участников антифашистской коалиции в условиях оккупации основной территории страны.

Как следствие, защита интересов рыболовной и рыбо-перерабатывающей отраслей от жёстких и не всегда продуманных европейских стандартов является одним из главных препятствий на пути вступления королевства в ЕС.

Норвегия подвергается критике со стороны западных государств и за возобновление в 1994 году промышленной добычи китов (с 1986 года по решению Международной комиссии по китобойному промыслу действует мораторий на коммерческую добычу китов, к которому Норвегия присоединилась с оговорками), однако конфликт не носит столь острого характера, как в случае с Исландией. Вместе с Исландией, Гренландией и Фарерскими островами Норвегия в 1992 году основала Североатлантическую комиссию по морским млекопитающим, которая должна была стать своеобразным противовесом Международной комиссии по китобойному промыслу в вопросах, касающихся добычи в регионе, однако этот замысел так и не воплотился в жизнь.

Как член НАТО, Норвегия поддерживает связи с партнёрами по этому блоку, включая Соединённые Штаты Америки. После вступления Норвегии в НАТО США и Канада неоднократно бесплатно поставляли Норвегии вооружения и выделяли ассигнования на военные цели, в том числе на 30 % оплатили строительство военных аэродромов. Норвегия согласилась на размещение в местечке Вардё, в 40 км от российской границы, американской радиолокационной станции.

После вывода в 2006 году американского контингента с территории Исландии было заключено исландско-норвежское соглашение, согласно которому Норвегия взяла на себя в рамках НАТО обязанность обеспечивать суверенитет Исландии, хотя данное обязательство не связано с предоставлением конкретных гарантий безопасности острова. Для решения указанной задачи Норвегия разместит на острове группировку своих истребителей и силы, ответственные за осуществление морского патрулирования. Оборонительное соглашение, помимо прочего, предполагает контроль над морскими коммуникациями (в том числе путями доставки газа и нефти) на участке Исландия — Норвегия.


←   Назад  |   Евроатлантическая подсистема   |   Вперёд   →



 

В снегах Антарктиды. Закованный в лёд / В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. М. (доктор физико-математических наук) и Трешников А. Ф. (доктор географических наук) — в своих документальных книгах увлекательно рассказывают о деятельности Первой и Второй советских антарктических экспедиций, о сВ снегах Антарктиды. Закованный в лёд
В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. ...
Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1 / В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на особенности природы и хозяйства страны, основные этапы изучения природы.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...
Вечная мерзлота почвы в пределах СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года (издательство «Владивосток»).Вечная мерзлота почвы в пределах СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...