Норвегия / Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках
Вследствие династических связей, которые существовали между норвежским, датским и шведским королевскими домами, в 1397 году Норвегия оказалась под властью датской короны. После смерти датского короля Вальдемара в 1375 году новым королём был избран Олаф — малолетний внук Вальдемара от дочери Маргрете, коронованный как Олаф Хаконарсон, а Маргрете была назначена регентом. Она была супругой норвежского короля Хокона, который был сыном шведского короля Магнуса. Таким образом под властью королевы Маргрете оказались все скандинавские королевства. После ранней смерти Олафа королём был провозглашён Эрик Померанский — племянник Маргрете.
В результате заключения в 1397 году Кальмарской унии Дании, Швеции и Норвегии Дания превратилась в государство-гегемон на Балтике. В отличие от датско-шведской унии, которая распалась в 1523 году, датско-норвежская уния сохранялась более 400 лет. Прочность последней подкреплялась наличием у каждого из участников унии самоуправления, а также необходимостью совместного противостояния Ганзейскому союзу.
В 1537 году Кристиан III (1534–1559) лишил Норвегию статуса самостоятельного государства и упразднил норвежский Риксрод, а норвежская церковь потеряла свою автономию. Норвегия превратилась в датскую провинцию. При Кристиане III в 1537 году произошло падение в Норвегии римско-католической церкви. В стране победила Реформация, которая содействовала укреплению королевской власти, так как имущество церкви было изъято в пользу короны.
В период унии Норвегия (во многом из-за военно-политических неудач или прихоти датских королей) потеряла значительные территории. Так, в залог Шотландии были отданы населённые выходцами из Норвегии Оркнейские, Шетландские и Гебридские острова. В ходе войн со Швецией в середине XVII века Норвегией были потеряны восточные провинции Херьедален (1645 год), Ямтланд (1645 год) и Бохуслен (1658 год).
В XVII веке выборная власть датских монархов сменилась наследственной, установился абсолютизм. Королевский закон 1665 года объявил о приверженности лютеранству как государственной религии, король обязался поддерживать принцип наследования престола и территориальную целостность страны. В отличие от многих европейских стран в Норвегии не было необходимости проводить аграрные реформы, так как большинство крестьян были не арендаторами, а собственниками земли. Именно поэтому в Норвегии никогда не было крепостного права.
С началом индустриализации в Западной Европе в Норвегии возникают предпосылки для стабильного экономического роста и формирования среднего класса, поскольку появился устойчивый спрос на традиционную норвежскую продукцию: прежде всего на лес и рыбу, а с XVIII века — и на металлы: железо, медь и серебро. Особенностью развития Норвегии являлось разнообразие экономической деятельности населения, потому что сельское хозяйство было малопродуктивным, и крестьяне были вынуждены заниматься побочными занятиями — рыболовством, лесоразработками или подрабатывать на шахтах. Большое значение имела внешняя торговля, так как большая часть леса, рыбы и металлов уходила на экспорт. Как следствие, начиная уже с позднего Средневековья, экономические отношения в Норвегии нельзя считать чисто феодальными, поскольку они были пронизаны товарно-денежными отношениями. Вместе с экономическим ростом происходил и рост национального самосознания, особенно среди городского населения.
Во время наполеоновских войн (на рубеже XVIII–XIX веков) Дания и Норвегия выступали на стороне Франции. Блокада со стороны Великобритании и стран антинаполеоновской коалиции привела к изоляции Норвегии, упадку торговли и соответственно экономики в целом. После поражения Наполеона партнёры по антинаполеоновской коалиции приняли решение о передаче территории Норвегии в качестве военной контрибуции Швеции. Норвежцы воспротивились такой перспективе и созвали Учредительное собрание, на котором 17 мая 1814 года была принята конституция страны. В ответ Швеция предприняла военную кампанию и вынудила Норвегию согласиться на союз, признав, однако, право Норвегии на собственную конституцию. Так Норвегия оказалась подчинённым партнёром в новом союзе, тогда как ранее принадлежавшие Норвегии Исландия, Гренландия и Фарерские острова остались в составе Дании. Вместе с тем положение Норвегии в шведско-норвежской унии было иным, нежели в датско-норвежском союзе. Это была личная уния, где два государства связывала личность монарха и общая внешняя политика.
Согласно конституции 2/3 норвежского парламента — Стортинга — должны были избираться от сельских районов, что привело к доминированию партии Венстре, оспариваемому партией Хейре. Полномочия Стортинга, собиравшегося раз в три года, были ограниченными, решения могли быть заблокированы монархом, а выборы в парламент осуществлялись через выборщиков. Правительство назначалось шведским королём. Чтобы ослабить позиции норвежской стороны, шведский король разделил норвежское правительство на две части, одна из которых работала постоянно в Стокгольме.
XIX век прошёл для Норвегии под знаком экономического подъёма. В страну была импортирована промышленная революция, поскольку экспорт стимулировал экономический рост, во многом основанный на импорте промышленного оборудования и технологий, прежде всего из Великобритании. К 1878 году норвежский флот стал третьим по величине в мире, играя важную роль в обеспечении грузовых перевозок для Великобритании.
Экономический подъем, сопровождавшийся ускоренным ростом населения страны (оно выросло в два раза за период с 1850 по 1920 годы), мотивировал подъем национального самосознания и усиление стремлений выйти из унии и перейти к суверенному существованию.
Помимо внешней торговли лесом и рыбой (главным образом сельдью), движущими силами развития стали промышленность, производство гидроэлектроэнергии, электрохимия и электрометаллургия. Норвегия вступила в эпоху индустриализации. Одновременно увеличилась зависимость норвежской экономики от мирового рынка. Иностранцы активно вкладывали капитал в норвежскую горнодобывающую промышленность, так как норвежский капитал в тот период был ещё очень слабым. При поддержке государства получила развитие дорожно-транспортная инфраструктура, а также средства дальней связи. Парусный флот постепенно сменился паровым, а партнёрство было постепенно вытеснено акционерной формой владения.
В этот период наблюдался отток относительно избыточного населения за рубеж: с 1870 года и до начала Первой мировой войны в США эмигрировало примерно полмиллиона норвежцев (более интенсивная эмиграция относительно общей численности населения страны наблюдалась только в Ирландии). Увеличение конкуренции в производстве зерна привело к усилению животноводческой ориентации норвежского сельского хозяйства. Стали возникать сельскохозяйственные кооперативы снабженческого, сбытового и производственного характера. В рыболовстве революцию произвело использование на рыболовных судах двигателя внутреннего сгорания. Экономический подъем в Норвегии сопровождался быстрым развитием кредитно-финансовой системы, уменьшением зависимости от иностранного кредита, ускоренным развитием дорожной инфраструктуры.
В этот период возникла и получила широкое распространение так называемая норвежская система, при которой идею и первоначальный капитал предоставляют частные предприниматели или местные власти, а затем к реализации подключается центральное правительство. (Сейчас эту систему применяют во многих странах и называют частно-государственным партнёрством).
В 1884 году в результате так называемого конституционного конфликта шведский король Оскар II согласился на требование норвежского парламента предоставить ему полномочия по контролю над правительством. Таким образом, в Норвегии восторжествовал принцип парламентаризма, и с тех пор Стортинг превратился в главный источник власти в стране.
В 1883–1884 году в политической жизни Норвегии господствовали две партии: либералов (Венстре) и консерваторов (Хейре). Первая из них опиралась преимущественно на крестьянство, а вторая — на буржуазию и чиновников. В 1882 году избирательное право было расширено путём снижения имущественного ценза. Политическая жизнь перестала быть достоянием элиты. С этого момента начинается расширение социальных функций норвежского государства: совершенствуется закон о бедных, создаются биржи труда, местные власти развёртывают жилищное строительство.
← Назад | Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии в 1975–2000 годах
- Ранняя и средневековая история Норвегии
- Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках
- Новейшая история Норвегии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (монархи) в 1905–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Структура внешней торговли Норвегии в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евроатлантическая подсистема
- Северная Европа
- Северное измерение
- Развивающиеся страны
- Арктическая политика Норвегии
- Отношения между Норвегией и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
А. Томилин — преподаватель института. Его новая книга, которую издательство ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года ...