Норвегия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Норвегия является конституционной монархией, что предполагает существование в политической системе страны двух типов легитимности. Высший орган законодательной власти является выборным, формальный глава государства — монарх — получает свою власть по наследству, а правительство ответственно как перед Стортингом, так и перед монархом.

Монарх предлагает кандидатуры на посты министров, однако, поскольку их утверждение проходит в парламенте, фактически за формирование правительства отвечает победившая на выборах партия или коалиция. Правительство несёт ответственность перед Стортингом, причём парламент может вынести вотум недоверия как всему кабинету, так и любому министру в отдельности. Кроме того, ст. 22 конституции предусматривает возможность роспуска кабинета министров монархом, однако в современной Норвегии монарх этим правом фактически не пользуется.

Члены правительства также несут ответственность за свою деятельность перед Государственным судом (Судом импичмента) — верховным судебным органом, рассматривающим дела против высших должностных лиц государства. Вместе с тем этот институт на практике не использовался с 1930-х годов.

Законодательной инициативой в Норвегии обладают как законодательная, так и исполнительная ветви власти, при этом большинство законопроектов предлагается именно правительством.

Согласно ст. 78 конституции, монарх имеет право отклонить законопроект, принятый Стортингом, однако в современной Норвегии королевское право вето носит скорее формальный характер. Королевское вето может быть преодолено, если Стортинг три раза проголосует за принятие ранее отклонённого монархом законопроекта.

Судебная система Норвегии функционирует как независимая ветвь власти. Верховный суд вправе аннулировать принятый Стортингом законопроект, если сочтёт, что он противоречит конституции.

Для Норвегии характерен высокий уровень подотчётности исполнительной ветви власти законодательной, хотя на практике политический курс страны определяет премьер-министр.

Стортинг не может быть распущен ни правительством, ни королём, что закреплено в конституции (о какой-либо возможности досрочного прекращения полномочий парламента в Основном законе не упомянуто). Эта особенность отличает Норвегию от других европейских демократий.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Страна под экватором / Прижизненное издание. Москва, 1958 год. Молодая гвардия. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. Книга чешского писателя Иржи Марека (1914–1994) включает полное и подробное описание путешествия на Яву и Бали, предпринятого автором в 1955 году. Одновременно с описанием приключений, Марек подробноСтрана под экватором
Прижизненное издание. Москва, 1958 год. Молодая гвардия. Издательский переплёт. ...
Конкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков / Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америке, о жизни и деятельности предводителей испанских конкистадоров Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков — коренных жителей Центральной и Южной АКонкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...
Великий час океанов. Средиземное море / Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было колыбелью древнейших цивилизаций. Критяне, финикийцы, египтяне, греки путешествовали по нему и осваивали на его берегах значительные памятники. Ни один океан не кишел таким количеством пиратов, как это «цивилизованное» морВеликий час океанов. Средиземное море
Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было ...