Норвегия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Норвегия является конституционной монархией, что предполагает существование в политической системе страны двух типов легитимности. Высший орган законодательной власти является выборным, формальный глава государства — монарх — получает свою власть по наследству, а правительство ответственно как перед Стортингом, так и перед монархом.

Монарх предлагает кандидатуры на посты министров, однако, поскольку их утверждение проходит в парламенте, фактически за формирование правительства отвечает победившая на выборах партия или коалиция. Правительство несёт ответственность перед Стортингом, причём парламент может вынести вотум недоверия как всему кабинету, так и любому министру в отдельности. Кроме того, ст. 22 конституции предусматривает возможность роспуска кабинета министров монархом, однако в современной Норвегии монарх этим правом фактически не пользуется.

Члены правительства также несут ответственность за свою деятельность перед Государственным судом (Судом импичмента) — верховным судебным органом, рассматривающим дела против высших должностных лиц государства. Вместе с тем этот институт на практике не использовался с 1930-х годов.

Законодательной инициативой в Норвегии обладают как законодательная, так и исполнительная ветви власти, при этом большинство законопроектов предлагается именно правительством.

Согласно ст. 78 конституции, монарх имеет право отклонить законопроект, принятый Стортингом, однако в современной Норвегии королевское право вето носит скорее формальный характер. Королевское вето может быть преодолено, если Стортинг три раза проголосует за принятие ранее отклонённого монархом законопроекта.

Судебная система Норвегии функционирует как независимая ветвь власти. Верховный суд вправе аннулировать принятый Стортингом законопроект, если сочтёт, что он противоречит конституции.

Для Норвегии характерен высокий уровень подотчётности исполнительной ветви власти законодательной, хотя на практике политический курс страны определяет премьер-министр.

Стортинг не может быть распущен ни правительством, ни королём, что закреплено в конституции (о какой-либо возможности досрочного прекращения полномочий парламента в Основном законе не упомянуто). Эта особенность отличает Норвегию от других европейских демократий.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль / Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — сочетаний микроскопических частиц биогенной природы: фитолитов, пыльцы и спор, панцирей диатомовых водорослей, спикул губок, растительного детрита, кутикулярных слепков и так далее. Поскольку эти частицы обладают характерной,Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль
Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — ...
Гидрогеология на службе социалистического строительства / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук УзССР»).Гидрогеология на службе социалистического строительства
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Полезные растения Центральной Сибири / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года (издательство «Восточно-сибирское книжное издательство»).Полезные растения Центральной Сибири
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года ...