Норвегия / Разделение и взаимодействие ветвей власти

Норвегия является конституционной монархией, что предполагает существование в политической системе страны двух типов легитимности. Высший орган законодательной власти является выборным, формальный глава государства — монарх — получает свою власть по наследству, а правительство ответственно как перед Стортингом, так и перед монархом.

Монарх предлагает кандидатуры на посты министров, однако, поскольку их утверждение проходит в парламенте, фактически за формирование правительства отвечает победившая на выборах партия или коалиция. Правительство несёт ответственность перед Стортингом, причём парламент может вынести вотум недоверия как всему кабинету, так и любому министру в отдельности. Кроме того, ст. 22 конституции предусматривает возможность роспуска кабинета министров монархом, однако в современной Норвегии монарх этим правом фактически не пользуется.

Члены правительства также несут ответственность за свою деятельность перед Государственным судом (Судом импичмента) — верховным судебным органом, рассматривающим дела против высших должностных лиц государства. Вместе с тем этот институт на практике не использовался с 1930-х годов.

Законодательной инициативой в Норвегии обладают как законодательная, так и исполнительная ветви власти, при этом большинство законопроектов предлагается именно правительством.

Согласно ст. 78 конституции, монарх имеет право отклонить законопроект, принятый Стортингом, однако в современной Норвегии королевское право вето носит скорее формальный характер. Королевское вето может быть преодолено, если Стортинг три раза проголосует за принятие ранее отклонённого монархом законопроекта.

Судебная система Норвегии функционирует как независимая ветвь власти. Верховный суд вправе аннулировать принятый Стортингом законопроект, если сочтёт, что он противоречит конституции.

Для Норвегии характерен высокий уровень подотчётности исполнительной ветви власти законодательной, хотя на практике политический курс страны определяет премьер-министр.

Стортинг не может быть распущен ни правительством, ни королём, что закреплено в конституции (о какой-либо возможности досрочного прекращения полномочий парламента в Основном законе не упомянуто). Эта особенность отличает Норвегию от других европейских демократий.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов / Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной географии. Изучаются процессы возникновения, развития и функционирования географических образов. Рассмотрены методологические основы формирования и развития гуманитарной географии, подробно изучены структуры представления Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов
Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной ...
Звёздные мгновения Арктики / В книге раскрывается картина русских полярных исследований: от арктических походов древних новгородцев до плавания ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» по Северному морскому пути. Рассказывается об отважных первопроходцах XVI–XVII веков, открывших новые земли от Урала до Камчатки и Америки. Подробно описанЗвёздные мгновения Арктики
В книге раскрывается картина русских полярных исследований: от арктических ...
По Южному Уралу и Зауральским равнинам / Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».По Южному Уралу и Зауральским равнинам
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».