Норвегия / Новейшая история Норвегии
Экономические преобразования привели к дальнейшему подъёму национального самосознания, изменениям в политической и социальной сфере, структурированию гражданского общества. В 1899 году было основано Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН), а в 1900 году — Национальное объединение работодателей (НАФ). В 1887 году возникла Норвежская рабочая партия (НРП), а в 1903 году она впервые провела своих представителей в парламент. Спектр норвежских партий стал более разнообразным, и прежняя двухпартийная система сменилась на рубеже XIX и XX веков многопартийной. В 1898 году был отменен имущественный ценз, и избирательное право распространилось на все взрослое мужское население страны, а в 1913 году его получили и женщины.
Контроль Стортинга над норвежским правительством, установленный в результате конституционного конфликта, не распространялся на внешнюю политику, которая оставалась под контролем Швеции. Вето, наложенное шведским королём на решение Стортинга о создании норвежской консульской службы, нанесло непоправимый удар по шведско-норвежской унии, поскольку король (главное связующее звено союза) нарушил при этом норвежскую конституцию.
В августе 1905 года в Норвегии состоялся референдум, на котором подавляющее большинство норвежцев (85,5 %) проголосовало за отделение Норвегии от Швеции. Осенью 1905 года было подписано соглашение о мирном расторжении унии. В ноябре ещё один плебисцит показал, что большинство населения (75,3 %) поддерживает монархию как форму государственного устройства, и первым королём суверенной Норвегии в XX веке стал датский принц Карл (под именем Хокон VII).
С 1906 по 1920 год у власти находилась партия Венстре. На выборах 1915 и 1918 годов около трети всех голосов получила НРП, занявшая левый фланг политического спектра Норвегии (центр занимала Венстре, правый фланг — Хейре).
В годы Первой мировой войны Норвегия выбрала политику нейтралитета.
Сложившаяся экспортная ориентация Норвегии привела к зависимости от конъюнктуры мирового рынка, поэтому спад деловой активности в 1920-х году и кризис в 1930-х годов оказали негативное воздействие на национальную экономику. Это привело к усилению роли государства и новой (второй по счету) волне развития его социальных функций. Чтобы побороть безработицу, были организованы общественные работы, введены государственные пособия для нуждающихся.
Вместе с тем кризис 1930-х годов в Норвегии оказался менее глубоким, чем в других странах Запада, во многом благодаря государственному регулированию и усилению социальной поддержки населения. Благодаря адекватной политике правительства кризис быстро сменился подъёмом. Норвежские элиты, осознавшие необходимость ориентации на общественную выгоду, перешли от концепции свободного рынка к политике рынка регулируемого.
В период между двумя мировыми войнами ни одной из партий не удавалось завоевать парламентское большинство, поэтому положение правительств меньшинства было неустойчивым. Несмотря на появление ряда новых политических партий, ведущей политической силой являлись центристы, что отражало относительную эталитарность норвежского общества.
В 1935 году при поддержке Крестьянской партии к власти впервые пришло правительство НРП. Волна социальных реформ, осуществлённых в Норвегии в 1930-х годах, заложила основы социального государства и привела к росту благосостояния, укрепив позиции НРП. В 1930-х году в Норвегии был принят пакет социальных законов, ставших для своего времени самыми прогрессивными на всем Западе. Политика НРП носила консенсусный характер и пользовалась поддержкой Венстре и Хейре, которые в условиях кризиса не стали противиться её курсу.
1930-е годы положили начало социальному партнёрству в Норвегии: ЦОПН и Объединение норвежских работодателей заключили соглашение по системе мер, направленных на урегулирование трудовых конфликтов (Трудовая конституция).
Когда началась Вторая мировая война, Норвегия вновь заявила о своём нейтралитете, однако 9 апреля 1940 года немецкие войска вторглись на территорию страны и оккупировали её.
Королевский двор и правительство эмигрировали в Великобританию. Первоначально немцы пытались наладить сотрудничество с законными государственными институтами Норвегии, но, когда это не удалось, отдали власть в руки марионеточного правительства во главе с Видкуном Квислингом. Деятельность всех политических партий, кроме национал-социалистической «Нашунал Самлинг» Квислинга, была запрещена.
Большая часть норвежского флота, который к 1940 году составил 7 % мирового (в танкерном флоте доля Норвегии достигла даже 17 %), была зафрахтована союзниками по антигитлеровской коалиции для военных перевозок. Норвежские суда, команды которых отказались возвращаться в оккупированное королевство, были использованы при эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка в 1940 году, а также при высадке союзных вооружённых сил в Нормандии в 1944 году.
Полиция, пресса и коммунальные власти в Норвегии подверглись нацификации, а её обрабатывающая промышленность поставлена на службу Германии. Хотя все годы оккупации в Норвегии действовало сопротивление, власть нацистов сохранялась в стране вплоть до капитуляции Германии. 7 июня 1945 года король и правительство вернулись из Великобритании в Норвегию. В. Квислинг и другие высокопоставленные чиновники, признанные виновными в государственной измене, были казнены. Всего около 60 тысяч человек подверглись наказанию за пособничество оккупантам.
Во время войны объем промышленного производства Норвегии сократился наполовину, а в горнорудной промышленности — на 80 %, множество жилых домов было разрушено. Восстановить экономику удалось только к 1947 году, а карточная система и жёсткое регулирование сохранялись до начала 1950-х годов.
После войны правительство довольно быстро оставило попытки ввести централизованное планирование и перешло к регулированию экономики с использованием преимущественно косвенных методов и кредитно-финансовых инструментов. Вместе с тем правительство усилило контроль над кредитно-банковской системой, а доля государственных банков в кредитовании выросла с 25 % в 1946 году до 45 % в 1976 году. Прямые методы государственного воздействия на экономические процессы также присутствовали в сельском хозяйстве и рыболовстве.
В итоге в Норвегии была создана так называемая «смешанная экономика», основанная на сочетании частной, государственной и кооперативной собственности и государственном регулировании маркоэкономических процессов при помощи косвенных рычагов воздействия на рынок.
В первые послевоенные годы Норвегия пыталась проводить так называемую политику «наведения мостов», то есть строить сбалансированные отношения с Востоком и Западом. Рассматривались возможности создания оборонительного союза скандинавских стран в целях обеспечения безопасности объединёнными усилиями, однако в итоге был взят атлантический курс, связанный с участием в создании военного блока НАТО. Норвегия неоднократно получала от США и НАТО военную помощь, но в ряде случаев проводила в рамках Североатлантического альянса оппозиционную линию. Так, например, она выступала против принятия в организацию ФРГ, Греции и Турции, против создания баз НАТО на своей территории, а также против размещения в Европе ядерного оружия. По отношению к СССР и странам Восточной Европы в годы холодной войны Норвегия проводила политику ограничения торговли и политических связей.
1960-е годы стали годами экономического процветания. Сложился широкий политический консенсус относительно создания общества всеобщего благосостояния. Была достигнута практически полная занятость, политическая стабильность и относительное социальное равенство. Государство активно регулировало социально-экономические процессы на основе кейнсианских принципов. В 1970-х годах вновь возникли экономические трудности в связи с тем, что многие страны Запада переживали спад из-за энергетического кризиса. После 1974 года в Норвегии 8 лет сокращалось производство, выросла безработица.
На период с 1945 по 1973 год приходится самый длительный в новейшей истории страны период непрерывного подъёма, когда ежегодные темпы прироста ВНП достигали 5 %. Заметно вырос уровень жизни всех слоев населения. Если в 1940 году на питание уходило 40 % бюджета средней норвежской семьи, то в 1965 году — уже только 25 %. Одновременно повысилось качество жизни.
Попытки норвежских социал-демократов добиться вхождения страны в ЕЭС/ЕС дважды наталкивались на сопротивление граждан, выразившееся в отрицательном исходе двух референдумов в 1972 и 1994 годах. Причиной отрицательного отношения являлись опасения по поводу того, что единая политика Евросоюза в отношении энергетики, сельского хозяйства и рыболовства может отрицательно сказаться на экономическом развитии Норвегии.
Открытие в 1960-х годах в Норвегии богатых запасов нефти и газа определило развитие страны на многие годы вперёд. Первые месторождения были найдены в Северном море, а впоследствии были обнаружены нефтегазовые ресурсы в Баренцевом и Норвежском морях. Сейчас основная добыча ведётся на шельфе в Норвежском море. Доходы от продажи энергоресурсов позволили Норвегии качественно улучшить благосостояние жителей и превратиться в одну из наиболее успешных в экономическом отношении стран Европы и мира. Норвегия известна всеобъемлющей системой социального обеспечения и защиты всех слоев населения.
← Назад | Новейшая история Норвегии | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии в 1975–2000 годах
- Ранняя и средневековая история Норвегии
- Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках
- Новейшая история Норвегии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (монархи) в 1905–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Структура внешней торговли Норвегии в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евроатлантическая подсистема
- Северная Европа
- Северное измерение
- Развивающиеся страны
- Арктическая политика Норвегии
- Отношения между Норвегией и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга Д. В.Наумова — впечатления участника экспедиции к тропическим островам ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1879 года ...
Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю ...