Норвегия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 года, Норвегия названа страной — членом ОЭСР с экономикой «высокого дохода» (high income). Категория Норвегии как страны-заёмщика не определяется.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Норвегия в 2008/2009 годах заняла 15-е место из 134 с показателем 5,22 (максимальный показатель — 7).
В период с 1945 по 1973 годы экономика Норвегии развивалась с темпами роста в среднем 4,7 % в год. Это были годы бурного подъёма норвежской экономики, восстанавливавшейся после Второй мировой войны. Последующий период связан с начавшимися в 1970-х годах разработками нефтяных месторождений. За период с 1973 по 2003 годы реальный ВВП в среднем ежегодно увеличивался на 3,3 %.
Открытие запасов нефти позволило Норвегии безболезненно преодолеть кризис мировой экономики в 1970-х годах, однако одновременно изменило саму норвежскую экономику, сделав отрасль, связанную с добычей минеральных ресурсов, центральным её элементом. В начале XXI века Норвегия продолжала демонстрировать высокие темпы роста экономики (3–5 % в 2004–2007 годах) во многом благодаря высоким ценам на нефть и газ.
Норвегия заметно отличается от типичных стран, достигших стадии постиндустриального развития с преобладающей ролью сферы услуг. Картину меняет крупный сектор добычи и переработки минерального топлива, на который в разные годы приходилось от 16 до 28 % ВВП страны. Тем не менее даже в Норвегии большая часть ВВП создаётся именно в сфере услуг (53 %), и эта доля растёт.
По сравнению с другими странами — членами ОЭСР в Норвегии более значительное место занимает государственный сектор экономики: система общественного здравоохранения, общественное образование, правоохранительные органы, армия.
Норвегия располагает развитой системой транспорта, особенно морского (норвежский флот является одним из крупнейших в мире — в 2004 году на него приходилось 6,7 % мирового тоннажа торгового флота), коммуникаций, финансовым сектором. Относительно меньшая доля услуг в ВВП Норвегии по сравнению с другими промышленно развитыми странами объясняется большим значением нефтегазового сектора, который увеличивает удельный вес промышленности в ВВП.
Большие объёмы добываемой нефти и газа конвертируются в постоянно увеличивающиеся обязательства иностранцев (покупателей нефти) перед норвежцами, что находит отображение в быстрых темпах наращивания золотовалютных резервов и с недавнего времени размеров фонда нефтяных доходов, а также в ВВП.
В самой крупной отрасли промышленности Норвегии — нефтегазовой — доминирует государственная компания «СтатойлГидро» (StatoilHydro), образованная в 2006 году в результате слияния «Статойл» и нефтяного отделения «Норск Гидро» (Norsk Hydro). На момент осуществления сделки доля норвежского правительства в объединённой компании составляла 62 % капитала. «СтатойлГидро» является крупнейшей в мире компанией по добыче минеральных ресурсов с континентального шельфа и обладает самыми передовыми технологиями в технически сложной морской добыче нефти и газа. Норвегия занимает 3-е место в мире по объёмам экспортируемых энергоресурсов, уступая только Саудовской Аравии и Российской Федерации. В 2006 году королевство обеспечивало потребности ЕС в нефти и газе на 16 % и 23 % соответственно.
Среди иных секторов промышленности Норвегии можно выделить металлургию («Норск Гидро» является одним из мировых лидеров в алюминиевой промышленности), химическую отрасль (выросла на переработке нефтепродуктов), лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую отрасли, последняя из которых специализируется преимущественно на производстве полуфабрикатов. 90 % производимой в Норвегии целлюлозы и бумаги направляется на экспорт. Конечные продукты представлены производством удобрений, фармацевтической продукции, пластика, деревообработкой, строительством, машиностроением (главным образом производством оборудования для добычи нефти и кораблестроением).
Норвегия — крупный производитель и важный экспортёр электрической энергии, производимой главным образом на ГЭС (её производство подвержено сильному колебанию в зависимости от уровня воды в реках). Почти все электрогенерирующие предприятия и транспортная инфраструктура принадлежат центральному правительству и муниципалитетам. Активно развиваются альтернативные технологии по производству энергии (ветровая, волновая, солнечная), причём Норвегия, наряду с Данией, является одним из лидеров в этой области.
Доля сельского хозяйства в создаваемой добавленной стоимости ежегодно сокращается. До начала разработки нефтяных месторождений сельскохозяйственная отрасль имела больший удельный вес в народном хозяйстве. Получая большие субсидии от правительства, она и сейчас обеспечивает потребности страны на 50 %, в том числе полностью по продукции животноводства, хотя есть потребность в импорте продовольственного зерна, тропических и субтропических фруктов.
Норвегия является одним из крупнейших в мире экспортёров рыбы и морепродуктов (2-е место в мире после Китая). В Норвегии получил развитие новый вид экономической деятельности — создание акваферм по разведению лосося, радужной форели и дальневосточного краба.
Как и в других скандинавских странах, государство в Норвегии играет значительную роль во всех сферах экономики, но особенно велико его значение в социальной сфере.
По данным статистики северных стран, которые основываются на национальной статистике, доля государства в ВВП Норвегии в 2005 году составила 54 %, а доля расходов на социальные цели в общих расходах государства в 2005–2006 годах достигла 70 %.
В государственной собственности полностью или частично находится 50 компаний, включая такие крупные, как «СтатойлГидро» и др. Государству принадлежит третья часть акций, котируемых на фондовой бирже Осло, а также 10 % лесных угодий. Норвежское государство является крупнейшим нанимателем рабочей силы в стране (1/3 всех занятых). Железные дороги также находятся в государственной собственности.
Ранее в Норвегии действовала схема, при которой частным компаниям выдавались концессии на строительство и управление гидроэлектростанциями, однако позже они были обязаны передавать объекты в государственную собственность. В 2007 году Европейская Комиссия запретила обязывать частные компании возвращать ГЭС государству, поэтому государство прекратило выдачу подобных концессий.
Всего, по данным организации «Heritage Foundation» за 2008 год, примерно половина норвежской промышленности находится в руках государства.
Огромным рычагом влияния государства является накопленный резервный фонд нефтяных доходов (в 2006 году был переименован в Государственный пенсионный фонд Норвегии), который находится под строгим контролем Стортинга и призван обеспечить защиту долговременных интересов будущих поколений.
Государственный контроль над нефтяными ресурсами позволяет изымать значительную часть нефтяных доходов в бюджет, оставляя разработчикам месторождений лишь так называемый предпринимательский доход. Нефтегазовая промышленность, помимо обычного налога в 28 %, облагается дополнительным налогом в размере 50 %.
Средства Фонда на 40 % инвестируются Банком Норвегии в акции прибыльных компаний, а 60 % — в облигации. 10 % вкладывается в компании североевропейских стран, а 90 % — в прочие заграничные компании. В некоторых случаях инвестиции были осуществлены неудачно, но в целом Фонд работает с прибылью. Инвестиции осуществляются в соответствии с этическими критериями, запрещающими вкладывать средства в компании, которые производят вооружения, нарушают экологические нормы или права человека. Норвегия вышла на первое место в мире по размерам накоплений в расчёте на одного жителя страны.
По исчерпании нефтяных и газовых ресурсов допускается выделение средств из Фонда на покрытие отрицательного сальдо платёжного баланса, а также на поддержание социальной сферы, однако в год под строгим парламентским контролем должно расходоваться не более 4 % средств.
Размер накоплений в Фонде сопоставим с годичным ВВП страны и, по оценкам, в будущем должен превысить его.
Образовательная и здравоохранительная системы Норвегии являются полностью бесплатными и финансируются за счёт налоговых поступлений. В 1967 году все виды социальных пособий в Норвегии были собраны воедино в Национальную систему страхования, которая в случае необходимости позволяет получать пособие по болезни или безработице, пенсию по старости или инвалидности, пособия одиноким матерям или вдовам и так далее. Введение Национальной системы страхования привело к заметному повышению доли социальных расходов в ВВП (с 1/3 до 1/2), поэтому историки называют его «социальной революцией».
В настоящее время идёт обсуждение проекта реформы пенсионной системы, которая, по предварительным планам, должна начаться в 2010 году. Целью реформы ставится создание стимулов для более позднего ухода на пенсию и более активное использование частных накоплений во время периода трудовой деятельности для получения в старости более высокой пенсии. Предполагается, что планируемая реформа не должна изменить сути норвежской пенсионной системы, в основе которой по-прежнему будет лежать бюджетное финансирование.
В случае с Норвегией большая роль правительства в регулировании хозяйственной жизни оправдана не только исторической традицией и социальными требованиями, но и дуализмом национальной экономики. Последняя фактически распадается на две части: «шельфовую» и «материковую» экономики, которые сильно различаются по динамике, факторам развития и способам регулирования. В такой маленькой стране эти сегменты неизбежно должны были быть взяты под контроль государства, поскольку в противном случае появился бы новый источник власти.
«Скандинавская модель» социального государства тормозит интеграцию Норвегии с ЕС. Как стало очевидно на сегодняшний день, проект ЕС направлен на разгосударствление и либерализацию экономики Европы, что противоречит базовым принципам экономического уклада Норвегии. В случае официального вступления в Евросоюз норвежскому правительству пришлось бы проводить реформы трёх основ национальной экономики: социальной сферы, энергетики (ЕС проводит реформу всей энергетической системы Европы на принципах конкуренции и приватизации) и рыболовства (в ЕС действует невыгодный для Норвегии механизм перераспределения квот).
Норвегия осуществляет экономическое сотрудничество с ЕС через механизм Европейского экономического пространства. Она взяла на себя обязательства ввести в своё законодательство целый комплекс норм и стандартов, действующих в ЕС, и ежегодно выплачивать взнос в пользу ЕС (в размере, эквивалентном взносам стран-участниц в бюджет ЕС), за что на неё распространяются все «четыре свободы» участников «общего рынка».
Основными внешнеторговыми партнёрами Норвегии являются страны ЕС (в особенности Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Дания), США, Китай.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии в 1975–2000 годах
- Ранняя и средневековая история Норвегии
- Зависимость Норвегии от Дании и Швеции в XIV–XIX веках
- Новейшая история Норвегии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (монархи) в 1905–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2010 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура ВВП в 2006 году
- Структура внешней торговли Норвегии в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евроатлантическая подсистема
- Северная Европа
- Северное измерение
- Развивающиеся страны
- Арктическая политика Норвегии
- Отношения между Норвегией и Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Норвегии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».
Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование ...