Узбекистан / Религия и государство, роль религии в политической системе

Согласно ст. 61 конституции, в Узбекистане религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Власти заявляют о невмешательстве в деятельность религиозных объединений. В стране поддерживается курс на сохранение светского характера государства, что не означает отсутствие влияния религиозного фактора на политическую систему и её институты.

Доминирующей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка (по некоторым данным, около 76 % населения). На юге страны распространено влияние суфизма. Этнические славянские сообщества исповедуют в основном православие (по некоторым данным, около 0,8 % населения). Кроме того, по данным на 2001 год, в стране проживали 65 тысяч евреев европейского происхождения и 28 тысяч евреев — выходцев из Средней Азии, которые исповедуют иудаизм (0,2 % населения).

После обретения независимости Узбекистан стал проводить политику расширения сотрудничества с исламскими странами в расчёте на получение от них финансовой помощи, поощряя при этом создание культурных и умеренных религиозных исламских институтов. В течение первых нескольких лет независимого существования в республике было построено несколько сот мечетей. Однако опасаясь распространения и усиления радикального ислама, руководство страны всячески ограничивало тенденции его политизации. В 1995 году из Узбекистана были высланы иранские проповедники. Тем самым официальный Ташкент дал чётко понять мусульманскому миру, что хотя ислам и является «полем притяжения», это тяготение определяется в большей степени практическими, а не идеологическими соображениями. В последующие годы узбекское руководство ужесточило свою позицию, проведя перерегистрацию мечетей (как юридических лиц), закрыв часть из них, в том числе те, которые, по мнению властей, поощряли исламский радикализм.

Борьба с исламскими радикалами ведётся и на многосторонней основе Узбекистаном и его соседями — Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном — при активном содействии в этом вопросе со стороны России. В апреле 2000 года эти четыре страны подписали соглашение, известное в СНГ как «Южный Щит» и предусматривающее совместные действия против терроризма, политического и религиозного экстремизма, организованной преступности, наркотрафика.

Оппоненты режима И. Каримова обвиняют президента в том, что под предлогом борьбы с исламским экстремизмом он очень часто принимает неадекватные меры для подавления умеренной внутренней политической оппозиции.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политической системе   |   Вперёд   →



 

Путешествия к Лобнору и на Тибет / «В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так написал о Н. М. Пржевальском Э. М. Мурзаев выдающийся географ и исследователь Азии. Генерал-майор, действительный и почётный член большинства европейских академий, великий путешественник и исследователь, отважный человеПутешествия к Лобнору и на Тибет
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
О земном магнетизме / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года (издательство «Петроград»).О земном магнетизме
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года ...
От Птолемея до Колумба / Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных событий за период с II по XV века освещаются эволюция географических знаний и способы отражения их на карте. Читатель найдёт в книге малоизвестные сведения о сухопутных и морских путешествиях, которые способствовали раОт Птолемея до Колумба
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...