Узбекистан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Конституция Узбекистана предусматривает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Однако президентская (исполнительная) власть является явно доминирующей над другими ветвями власти.
Президент Узбекистана является главой исполнительной власти в республике и до недавнего времени одновременно был председателем кабинета министров (в апреле 2003 года это положение было исключено из конституции). Президент избирается гражданами Узбекистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет (не более двух сроков подряд). Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, конституции и законов, суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства.
Как глава исполнительной власти президент назначает премьер-министра и формирует состав кабинета министров, которые утверждаются Олий Мажлисом (в ст. 78 конституции использована формула «рассмотрение и утверждение»). За всю постсоветскую историю Узбекистана случаев неутверждения парламентом назначенных И. Каримовым премьер-министров не было.
Ст. 76 конституции характеризует Олий Мажлиса как «высший государственный представительный орган, осуществляющий законодательную власть». Полномочий для уравновешивания президентской власти Олий Мажлиса не имеет. Олий Мажлиса не имеет возможности сместить президента, который обладает «иммунитетом от любого преследования». Президент не только обладает законодательной инициативой (на практике подавляющее число законопроектов готовит аппарат президента и вносит в парламент от имени президента), но и может отклонять (возвращать) принятые в Олий Мажлисе законы.
В случае одобрения возвращённого закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подлежит подписанию президентом в течение четырнадцати дней и обнародованию (ст. 84).
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса могут быть распущены решением президента, принятым по согласованию с Конституционным судом, в случае возникновения в составе Законодательной палаты или Сената непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих конституции Республики Узбекистан, а также возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан (ст. 95).
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса не могут быть распущены в период действия чрезвычайного положения.
Конституционный суд как высший орган судебной власти в стране обладает мандатом на осуществление судебного контроля, то есть правом отменять законы и подзаконные акты, принимаемые другими ветвями власти. Однако на практике, в силу особенностей политического процесса и того обстоятельства, что члены Конституционного суда назначаются президентом, вмешательство суда в законодательство и в процесс исполнения законов минимально.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — Чукотскому морю, ...
Цель издания — показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, ...
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...