Узбекистан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Конституция Узбекистана предусматривает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Однако президентская (исполнительная) власть является явно доминирующей над другими ветвями власти.

Президент Узбекистана является главой исполнительной власти в республике и до недавнего времени одновременно был председателем кабинета министров (в апреле 2003 года это положение было исключено из конституции). Президент избирается гражданами Узбекистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет (не более двух сроков подряд). Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, конституции и законов, суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства.

Как глава исполнительной власти президент назначает премьер-министра и формирует состав кабинета министров, которые утверждаются Олий Мажлисом (в ст. 78 конституции использована формула «рассмотрение и утверждение»). За всю постсоветскую историю Узбекистана случаев неутверждения парламентом назначенных И. Каримовым премьер-министров не было.

Ст. 76 конституции характеризует Олий Мажлиса как «высший государственный представительный орган, осуществляющий законодательную власть». Полномочий для уравновешивания президентской власти Олий Мажлиса не имеет. Олий Мажлиса не имеет возможности сместить президента, который обладает «иммунитетом от любого преследования». Президент не только обладает законодательной инициативой (на практике подавляющее число законопроектов готовит аппарат президента и вносит в парламент от имени президента), но и может отклонять (возвращать) принятые в Олий Мажлисе законы.

В случае одобрения возвращённого закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подлежит подписанию президентом в течение четырнадцати дней и обнародованию (ст. 84).

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса могут быть распущены решением президента, принятым по согласованию с Конституционным судом, в случае возникновения в составе Законодательной палаты или Сената непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих конституции Республики Узбекистан, а также возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан (ст. 95).

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса не могут быть распущены в период действия чрезвычайного положения.

Конституционный суд как высший орган судебной власти в стране обладает мандатом на осуществление судебного контроля, то есть правом отменять законы и подзаконные акты, принимаемые другими ветвями власти. Однако на практике, в силу особенностей политического процесса и того обстоятельства, что члены Конституционного суда назначаются президентом, вмешательство суда в законодательство и в процесс исполнения законов минимально.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Новая Америка (в двух частях) / Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых известных и популярных книг об Америке в Европе позапрошлого столетия была предлагаемая Вашему вниманию книга «Новая Америка» (New America), написанная английским писателем и путешественником Вильямом Диксоном (William HepworНовая Америка (в двух частях)
Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых ...
Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1 / В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на особенности природы и хозяйства страны, основные этапы изучения природы.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...
В таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски / Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и Нижней Тунгуски, но совсем не третьей рекой по красоте, необычности и уникальности. Её длина составляет 1 700 километров. Протяжённость судоходной части реки по большой воде в течение примерно месяца после ледохода состВ таёжных дебрях Подкаменной Тунгуски
Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и ...