Узбекистан / Особенности судебной власти

Судебная система Республики Узбекистан состоит из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Функцией Конституционного суда является толкование конституции и законов и отмена законов, противоречащих конституции (ст. 109). Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он устанавливает общие правила и формы судопроизводства для нижестоящих судов общей юрисдикции (областных, районных, городских), которые составляют более низкий уровень единой судебной системы, а также ведёт производство по уголовно-апелляционным делам, изъятым из производства судов общей юрисдикции. Новый закон, регулирующий деятельность судов в Узбекистане, принят в 2000 году.

По конституции, судебная власть является независимой ветвью власти. Однако в действительности это конституционное положение не соблюдается. И в частности, из-за того, что её финансирование из госбюджета определяется исполнительной властью. Судьям любого уровня запрещается быть членами политических партий или принимать какое-либо участие в их деятельности.

Прокурорам, назначенным на должность президентом, также запрещается участвовать в партийной работе в течение всего срока пребывания в должности. Возрождённые в 1999 году традиционные органы местного самоуправления — махалля — часто являются институтами рассмотрения конфликтных ситуаций и мелких правонарушений в конкретных коммунах и микрорайонах (функции мирового суда).

Особенностью судебной системы Узбекистана является её использование нынешним режимом в борьбе с политической оппозицией (например, дело бывшего вице-президента Узбекистана Ш. Мирсаидова). Хотя некоторые из политических оппонентов президента И. Каримова были амнистированы, технически такое освобождение не снимает с них судимость и не позволяет полноценно участвовать в политической жизни и избираться на высокие должности в органах власти. Только в 1998 году перед визитом в США И. Каримов амнистировал 80 заключённых, а в 2001 году в связи с 10-летием независимости масштабы амнистии были весьма значительными.

Уголовный кодекс Узбекистана был принят в 1994 году. Первоначально он содержал 13 обвинительных статей, по которым предусматривалась смертная казнь. В результате поправок в УК в 2001 году сохранилось лишь 4 статьи, осуждение по которым предусматривает смертную казнь (совершение злостных убийств и терроризм). Модифицированный в 2001 году УК предусматривает снижение сроков тюремного заключения по целому ряду преступлений, а также расширение практики наказаний в виде различных денежных штрафов.


←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →



 

Вопросы инженерной гидрогеологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года (издательство «НКТП СССР»).Вопросы инженерной гидрогеологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года ...
Гидрогеология на службе социалистического строительства / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук УзССР»).Гидрогеология на службе социалистического строительства
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...