Узбекистан / Особенности судебной власти
Судебная система Республики Узбекистан состоит из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.
Функцией Конституционного суда является толкование конституции и законов и отмена законов, противоречащих конституции (ст. 109). Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он устанавливает общие правила и формы судопроизводства для нижестоящих судов общей юрисдикции (областных, районных, городских), которые составляют более низкий уровень единой судебной системы, а также ведёт производство по уголовно-апелляционным делам, изъятым из производства судов общей юрисдикции. Новый закон, регулирующий деятельность судов в Узбекистане, принят в 2000 году.
По конституции, судебная власть является независимой ветвью власти. Однако в действительности это конституционное положение не соблюдается. И в частности, из-за того, что её финансирование из госбюджета определяется исполнительной властью. Судьям любого уровня запрещается быть членами политических партий или принимать какое-либо участие в их деятельности.
Прокурорам, назначенным на должность президентом, также запрещается участвовать в партийной работе в течение всего срока пребывания в должности. Возрождённые в 1999 году традиционные органы местного самоуправления — махалля — часто являются институтами рассмотрения конфликтных ситуаций и мелких правонарушений в конкретных коммунах и микрорайонах (функции мирового суда).
Особенностью судебной системы Узбекистана является её использование нынешним режимом в борьбе с политической оппозицией (например, дело бывшего вице-президента Узбекистана Ш. Мирсаидова). Хотя некоторые из политических оппонентов президента И. Каримова были амнистированы, технически такое освобождение не снимает с них судимость и не позволяет полноценно участвовать в политической жизни и избираться на высокие должности в органах власти. Только в 1998 году перед визитом в США И. Каримов амнистировал 80 заключённых, а в 2001 году в связи с 10-летием независимости масштабы амнистии были весьма значительными.
Уголовный кодекс Узбекистана был принят в 1994 году. Первоначально он содержал 13 обвинительных статей, по которым предусматривалась смертная казнь. В результате поправок в УК в 2001 году сохранилось лишь 4 статьи, осуждение по которым предусматривает смертную казнь (совершение злостных убийств и терроризм). Модифицированный в 2001 году УК предусматривает снижение сроков тюремного заключения по целому ряду преступлений, а также расширение практики наказаний в виде различных денежных штрафов.
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Так кто же «открыл» Америку? Профессор, доктор исторических наук, заведующий ...
«Вот Индия, которую вы ищете!» Великий португальский поэт Камоэнш вложил эти ...