Узбекистан / Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
Узбекистан имеет ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду.
Узбекистан является страной-реципиентом. Внешняя помощь в 2005 году составила 1,18 % от ВНД, или 6,59 долларов США на душу населения.
Узбекистан располагает значительными запасами энергетического сырья (уголь, нефть, газ, уран), поэтому страна не зависит от импорта энергоносителей, но является их экспортёром.
По данным на середину 2007 года, население Узбекистана составляет 0,4 % от всего населения Земли.
Узбекский язык является официальным в Узбекистане. Кроме того, на нем говорят ещё в 11 государствах мира, число носителей языка составляет более 28 миллионов человек (0,42 % жителей Земли).
Узбекистан участвует в ряде международных организаций (подробнее — в разделе «Участие в международных организациях»), в том числе в СНГ, ШОС, ОДКБ, Не имеет статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. В целом, влияние Узбекистана в различных международных организациях невелико.
Общий размер взносов Узбекистана в регулярный бюджет ООН в 2010 году определён в размере 235 061 долларов США, или 0,010 % взносов всех стран-участниц (у США — 22 %).
Квота Узбекистана в МВФ в 2010 году составила 0,13 % от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,14 % от общего числа голосов (у США эти показатели составили, соответственно, 17,09 % и 16,74 %).
Узбекистан не является членом Парижского клуба стран-кредиторов.
Узбекистан располагает небольшими по численности вооружёнными силами (51 000 человек, 1 620 единиц тяжёлой техники; данные на 2003 год). Соседние страны располагают меньшим (Таджикистан, Кыргызстан), сравнимым (Туркменистан) или большим (Казахстан) военным потенциалом.
Расходы Узбекистана на оборону ниже среднемировых показателей.
Узбекистан не располагает ядерным оружием или другими видами ОМУ.
Военными базами за рубежом Узбекистан не располагает.
Узбекистан располагает авиационными системами 4-го поколения (полк истребителей МиГ-29; имеются сведения о планах по их модернизации). Космического эшелона связи и разведки нет.
В целом ресурсов у Узбекистана недостаточно для оказания заметного влияния в мире, но достаточно для обеспечения безопасности страны в краткосрочной перспективе. В гораздо большей мере страна опирается на механизмы коллективной безопасности (ШОС и ОДКБ).
Узбекистан представляет определённый интерес для ключевых региональных и мировых акторов, которые стремятся включить его в орбиту своего влияния по ряду причин, в том числе:
— военно-стратегическим (выгодное положение в регионе и развитая инфраструктура, оставшаяся с советских времён. Помимо стратегической базы Ханабад, существуют ещё 10 военных аэродромов как на юге страны, так и на границе с отдельными государствами, в первую очередь с Киргизией (Фергана, Андижан), Таджикистаном (Когайты, Сурхандарьинская область), а также с Казахстаном (Чирчик);
— экономическим (значительные разведанные запасы углеводородного сырья, цветных и редкоземельных металлов, включая уран) и др.
← Назад | Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского ...