Узбекистан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Согласно ст. 12 конституции, в Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

В идеологической сфере с начала 1990-х годов светским властям противостоит радикальный исламизм, предлагающий свой социально-политический проект, связанный с построением исламского государства. Ответом властей стало жёсткое отделение ислама от политики, в том числе запрет на создание политических партий на религиозной (а также этнической) основе.

Необходимость идеологического обоснования социально-экономических и политических преобразований руководство Узбекистана осознало на рубеже 1980–1990-х годах. В качестве долгосрочного ориентира развития государства политическое руководство Узбекистана в начале 1990-х годов выдвинуло идею Великого Турана как объединения тюркских государств, разрушенных во второй половине XIX века российской имперской колонизацией. Великий Туран виделся как некий «новый тюркский мир», объединённый культурным единством тюркских народов, а Ташкент — среднеазиатским ядром этого мира. Признавалась ведущая роль Турции в политическом объединении5 как светского государства, способного стать мостом между Востоком и Западом. В перспективе Великий Туран должен был стать тесным союзом (с населением в 120–130 миллионов человек) с единым парламентом.

Стало очевидно, что на данном этапе идея Великого Турана существует в основном как ориентир для политического руководства, поскольку ни одна из стран, разделяющих цели этого проекта, не обладает политическими и экономическими ресурсами для его реализации в ближайшее время.

Идеологиям основных легальных политических партий (НДП, «Фидокорлар» и др.), которые фактически создавались «сверху» и на базе Коммунистической партии Узбекистана, свойственно наличие двух общих моментов — национализма и ориентации на развитие. Национализм (как общий элемент) реализуется по формуле — разрыв с советским прошлым, политический суверенитет, экономическая независимость, многовекторная самостоятельная внешняя политика. Развитие как элемент идеологических программ предполагает превращение Узбекистана в стабильное в социально-экономическом и политическом отношении государство. Одна из приоритетных задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Давид Ливингстон / Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих собратьев вскоре понял, что приобщение местных жителей к мировой цивилизации надо начинать с материальной культуры. Поиски путей к народам внутренней Африки привели его к крупным географическим открытиям. Перевод с немДавид Ливингстон
Прибыв в Африку в качестве миссионера, Ливингстон в отличает от большинства своих ...
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Настоящий справочник включает в себя основные сведения по географии, природе, истории, культуре, экономике, государственному устройству и вероисповеданию всех стран мира. По своему содержанию данный справочник выгодно отличается от узкоспециальных изданий. Сведения приводятся по состоянию на 2000-й Все страны мира. Энциклопедический справочник
Настоящий справочник включает в себя основные сведения по географии, природе, ...
Страны мира / Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы Госполитиздат. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. Справочник «Страны мира» содержит сведения об экономике и политике всех стран земного шара. Страны сгруппированы по континентам (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия Страны мира
Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы ...