Узбекистан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
Согласно ст. 12 конституции, в Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
В идеологической сфере с начала 1990-х годов светским властям противостоит радикальный исламизм, предлагающий свой социально-политический проект, связанный с построением исламского государства. Ответом властей стало жёсткое отделение ислама от политики, в том числе запрет на создание политических партий на религиозной (а также этнической) основе.
Необходимость идеологического обоснования социально-экономических и политических преобразований руководство Узбекистана осознало на рубеже 1980–1990-х годах. В качестве долгосрочного ориентира развития государства политическое руководство Узбекистана в начале 1990-х годов выдвинуло идею Великого Турана как объединения тюркских государств, разрушенных во второй половине XIX века российской имперской колонизацией. Великий Туран виделся как некий «новый тюркский мир», объединённый культурным единством тюркских народов, а Ташкент — среднеазиатским ядром этого мира. Признавалась ведущая роль Турции в политическом объединении5 как светского государства, способного стать мостом между Востоком и Западом. В перспективе Великий Туран должен был стать тесным союзом (с населением в 120–130 миллионов человек) с единым парламентом.
Стало очевидно, что на данном этапе идея Великого Турана существует в основном как ориентир для политического руководства, поскольку ни одна из стран, разделяющих цели этого проекта, не обладает политическими и экономическими ресурсами для его реализации в ближайшее время.
Идеологиям основных легальных политических партий (НДП, «Фидокорлар» и др.), которые фактически создавались «сверху» и на базе Коммунистической партии Узбекистана, свойственно наличие двух общих моментов — национализма и ориентации на развитие. Национализм (как общий элемент) реализуется по формуле — разрыв с советским прошлым, политический суверенитет, экономическая независимость, многовекторная самостоятельная внешняя политика. Развитие как элемент идеологических программ предполагает превращение Узбекистана в стабильное в социально-экономическом и политическом отношении государство. Одна из приоритетных задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.
← Назад | Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор этих очерков участвовал в научных экспедициях на борту ветерана советского ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Книга состоит из трёх больших глав, в которых с исчерпывающей полнотой разобраны ...