Узбекистан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Согласно ст. 12 конституции, в Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

В идеологической сфере с начала 1990-х годов светским властям противостоит радикальный исламизм, предлагающий свой социально-политический проект, связанный с построением исламского государства. Ответом властей стало жёсткое отделение ислама от политики, в том числе запрет на создание политических партий на религиозной (а также этнической) основе.

Необходимость идеологического обоснования социально-экономических и политических преобразований руководство Узбекистана осознало на рубеже 1980–1990-х годах. В качестве долгосрочного ориентира развития государства политическое руководство Узбекистана в начале 1990-х годов выдвинуло идею Великого Турана как объединения тюркских государств, разрушенных во второй половине XIX века российской имперской колонизацией. Великий Туран виделся как некий «новый тюркский мир», объединённый культурным единством тюркских народов, а Ташкент — среднеазиатским ядром этого мира. Признавалась ведущая роль Турции в политическом объединении5 как светского государства, способного стать мостом между Востоком и Западом. В перспективе Великий Туран должен был стать тесным союзом (с населением в 120–130 миллионов человек) с единым парламентом.

Стало очевидно, что на данном этапе идея Великого Турана существует в основном как ориентир для политического руководства, поскольку ни одна из стран, разделяющих цели этого проекта, не обладает политическими и экономическими ресурсами для его реализации в ближайшее время.

Идеологиям основных легальных политических партий (НДП, «Фидокорлар» и др.), которые фактически создавались «сверху» и на базе Коммунистической партии Узбекистана, свойственно наличие двух общих моментов — национализма и ориентации на развитие. Национализм (как общий элемент) реализуется по формуле — разрыв с советским прошлым, политический суверенитет, экономическая независимость, многовекторная самостоятельная внешняя политика. Развитие как элемент идеологических программ предполагает превращение Узбекистана в стабильное в социально-экономическом и политическом отношении государство. Одна из приоритетных задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

История открытия и исследования Антарктиды / В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли самый южный материк — Антарктиду. С тех пор многие путешественники, мореплаватели, учёные открывали и исследовали береговую линию, острова и полуострова, заливы и проливы, горные хребты, ледники и гигантские снеИстория открытия и исследования Антарктиды
В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев ...
Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе / Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени незаурядный: выходец из старинного дворянского рода, писатель, полиглот, учёный-исследователь, библиофил, коллекционер, путешественник, государственный деятель. В 1812 году в Бородинском сражении потеряв ногу, он, тем не менПутешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...
От Птолемея до Колумба / Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных событий за период с II по XV века освещаются эволюция географических знаний и способы отражения их на карте. Читатель найдёт в книге малоизвестные сведения о сухопутных и морских путешествиях, которые способствовали раОт Птолемея до Колумба
Издание 1989 года. Сохранность хорошая. На широком фоне исторических и культурных ...