Узбекистан / Местное управление и самоуправление

Вопросам местного управления посвящена гл. XXI «Основы государственной власти на местах» конституции Республики Узбекистан. Области (вилояты) управляются назначаемыми президентом губернаторами (хокимами); президент обладает полномочиями по их отстранению от должности (ст. 102). Однако перед утверждением президентом кандидатур хокимов они должны утверждаться представительным органом власти соответствующей области — советом (кенгаш) народных депутатов. Срок полномочий советов народных депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, — пять лет. Деятельность хокимов должна осуществляться в строгом соответствии с законодательными актами страны и распоряжениями правительства. Особо подчёркивается, что хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несёт персональную ответственность за решения и действия руководимых им органов (ст. 103).

Исполнительную власть в системе управления более низкого уровня — районах, городах и так далее — возглавляют хокимы этих административных единиц, которые утверждаются хокимом соответствующей области и соответствующего избираемого на 5 лет местного представительного органа, также именуемого советом (кенгаш) народных депутатов (ст. 102).

Согласно ст. 105, органами самоуправления в посёлках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, посёлков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на два с половиной года председателя (аксакала) и его советников.

Весьма важной административной новацией последних лет является возрождение такого существовавшего в досоветские времена национального института самоуправления, как махалля, введённого указом президента И. Каримова в апреле 1999 года. Как древнейший институт местного самоуправления махалля не рассматривается как орган государственной власти. Смысл введения этого института заключается в том, что государственная исполнительная власть передала вопросы поддержания общественного порядка на низовой, коммунальный уровень с упором на исполнение институтами махалли так называемых «превентивных мер в местных коммунах и в жилых районах». Непосредственно в составе института махалли имеются инспекторы, которые обладают статусом официальных лиц низовых органов управления, выполняющих на вверенной им территории функции «общественного милиционера, общественного инспектора по вопросам здравоохранения и так далее». За пятилетний период своего существования этот институт обрёл некоторую автономию и продемонстрировал свою эффективность.


←   Назад  |   Местное управление и самоуправление   |   Вперёд   →



 

Пакистан. Географический очерк / Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом доминионе — Пакистане. В ней даётся описание природных условий страны, её физико-географических особен­ностей и других элементов окружающей среды, а также гово­рится о ресурсах и потенциальных возможностях Пакистана и о трудностяПакистан. Географический очерк
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...
Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года (издательство «Петроград»).Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...
Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1 / В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на особенности природы и хозяйства страны, основные этапы изучения природы.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...