Узбекистан / Особенности исполнительной власти
Главой исполнительной власти в Узбекистане является президент (ст. 89). Исполнительную власть осуществляет кабинет министров (ст. 98). Кабинет министров состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Состав кабинета министров формируется президентом. В состав кабинета министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.
Несмотря на то что в соответствии с поправками в конституцию от апреля 2003 года, президент более не является председателем кабинета министров, тем не менее целесообразно более подробно рассмотреть его полномочия как главы исполнительной власти, доминирующей во всей системе властных институтов. Кроме полномочий по формированию правительства и его смещения (включая премьер-министра), президент также имеет право создавать новые министерства и расформировывать старые, назначать и отзывать послов, назначать и снимать с занимаемых постов генерального прокурора и его заместителей, назначать судей Конституционного суда и Верховного суда и Высшего хозяйственного суда (с одобрения Олий Мажлиса), руководителей Центрального банка, назначать и смещать судей областных, городских, районных и арбитражных судов, назначать и смещать губернаторов (хокимов) за нарушение ими законов или по причине неисполнения ими распоряжений центрального правительства, приостанавливать или аннулировать законодательные акты хокимов, подписывать прошедшие через Олий Мажлиса законопроекты или возвращать их на доработку, объявлять чрезвычайное положение (ст. 93). Президент является главнокомандующим вооружённых сил; он обладает полномочиями объявления войны, назначает и снимает с должностей глав силовых ведомств, включая руководителя Совета национальной безопасности, награждает государственными орденами и медалями, решает вопросы предоставления или лишения гражданства, вопросы амнистий и помилования. С согласия Конституционного суда президент имеет право распускать Олий Мажлиса.
В таких условиях кабинет министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений президента Республики Узбекистан (ст. 98). Он в соответствии с действующим законодательством издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Президент Республики Узбекистан вправе председательствовать на заседаниях кабинета министров, принимать решения по вопросам, отнесённым к компетенции кабинета министров, а также отменять постановления и распоряжения кабинета министров, распоряжения премьер-министра Республики Узбекистан (ст. 98). Кабинет министров в своей деятельности ответственен перед президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Народные термины — неисчерпаемый источник пополнения научной терминологии. В ...
Очерки о путях познания Вселенной. В увлекательной, доходчивой форме с широким ...
Книга Анатолия Анатольевича Введенского — подробный дневник о второй советской ...