Узбекистан / Положение и роль СМИ
Узбекские власти осуществляет жёсткий контроль над печатными и электронными СМИ и ограничивают доступ граждан к иностранным информационным источникам. Доступ интернет-провайдеров в глобальную сеть Интернет также контролируется властями. Согласно заявлению правительства, подобные ограничительные меры преследуют цель не допустить распространения «вредной для государства информации».
Принятый парламентом в конце 2000 года закон о СМИ весьма широко трактует понятие террористической активности, что предоставляет властям дополнительные возможности для контроля над СМИ. Серьёзно ограничена и введена уголовная ответственность за несанкционированное освещение в СМИ антитеррористической деятельности спецслужб. В последние годы имели место уголовные преследования журналистов за публикацию антикоррупционных материалов.
В Узбекистане цензура официально отменена в 2002 году, хотя и существуют прочие инструменты цензурирования. Дальнейшее развитие частных СМИ сдерживается не только жёстким контролем со стороны власти, но и отсутствием развитого рекламного рынка (без него независимые СМИ существовать не могут). Частные СМИ практически не освещают политические события.
По данным Министерства юстиции, в стране выходят 477 газет, 136 журналов, имеются 4 информационных агентства, 25 телевизионных и 2 радиостудии. Общенациональными газетами являются: «Ташкентская Правда», «Правда Востока», «Время и Мы», «Ташкент Окшоми», «Халк Сузи», «Бизнес-Вестник Востока». Государственный надзор за СМИ осуществляют новостные агентства и комитеты, подчинённые кабинету министров.
Сеть распространения печатной продукции также находится под контролем государства. Выпуск нескольких независимых газет осуществляется в основном в Ташкенте ограниченными тиражами, и они доступны только в некоторых киосках. Эпизодически в страну доставляются печатные издания, выпускаемые узбекскими политическими группами в России, Кыргызстане или Турции, однако деятельность по распространению подобной продукции жёстко пресекается. Ограничивая деятельность иностранных источников информации, узбекские власти болезненно относятся к появлению в российских изданиях (особенно «Независимой Газете», «Известиях», по каналам Interfax) информации критического содержания о режиме Каримова.
Во Всемирном рейтинге свободы прессы, издаваемом организацией «Репортёры без границ», Узбекистан в 2006 году занимал 158-е место с рейтингом 71,00 (в диапазоне от 0,5 до 109,0, где 0,5 — лучший показатель). При этом в 2005 году этот показатель составлял для страны 66,50 (155-е место), в 2004 году — 52,13 (142-е место), в 2003 году — 61,5 (154-е место), в 2002 году — 45,0 (120-е место).
Таким образом, на протяжении всей независимой истории современного Узбекистана власти этой страны видят в СМИ средство укрепления авторитарного режима. Независимые СМИ воспринимаются как противники режима и подлежат максимально возможным ограничениям (вплоть до ликвидации). Все эти обстоятельства дают основание неправительственным зарубежным организациям, в частности Freedom House, в публикуемых рейтингах независимые СМИ в Узбекистане отнести к категории «подвергаемых наибольшим репрессиям», а сам Узбекистан — к числу стран с несвободной прессой.
← Назад | Положение и роль СМИ | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Средняя Азия в древности
- Средняя Азия в Средневековье и Новое время
- Установление Российской империей контроля над Средней Азией
- Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие
- Средняя Азия (Узбекистан) в 1917-м — 1920-х годах
- Узбекистан в составе СССР
- Независимый Узбекистан (1991 года — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт между авторитарной светской властью и радикальным исламизмом
- Конфликт между авторитарной светской властью и умеренной светской (продемократической) и исламской оппозицией
- Межэтнические локальные конфликты
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса по итогам выборов в декабре 2004 года — январе 2005 года
- Партии правящего блока
- Незарегистрированные или запрещённые партии и общественно-политические организации (движения)
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Узбекистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном ...
Очерки о путях познания Вселенной. В увлекательной, доходчивой форме с широким ...