Испания / Религия и государство, роль религии в политике

В Испании в настоящее время отсутствует официально утверждённая религия. На протяжении столетий католицизм был официальной и единственной разрешённой религией испанского государства вплоть до Второй Республики. После поражения Республики католическая церковь вернула себе прежнюю исключительно важную роль во франкистской Испании, являясь одной из опор авторитарного режима. Конкордат между Испанией и Ватиканом, подписанный в 1953 году, зафиксировал монопольное положение католицизма как единственной религии испанской нации. Однако уже в 1967 году был принят закон о свободе совести, давший возможность испанцам исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В избирательных кампаниях на этапе демократизации проявилась зависимость между высоким уровнем религиозности и голосованием за правые и центристские партии, с одной стороны, и атеизмом и поддержкой левых партий — с другой. Одновременно наблюдалось и другое — разброс голосов избирателей-католиков. Так, на парламентских выборах 1977 года 87 % сторонников ИСРП и 55 % приверженцев КПИ относили себя к католикам.

Реформаторское крыло церкви сыграло очень важную политическую роль в 1975–1978 годах, выступив посредником между реформистским крылом франкистской элиты и демократической оппозицией, помогая им достичь консенсуса, содействуя в значительной мере смягчению враждебного отношения консервативно настроенной части правых сил и армии к демократическому режиму. Прямая и недвусмысленная поддержка священниками-«обновленцами» демократии серьёзно повлияла на результаты общенародных референдумов по Закону о политической реформе (1976 год) и проекту Конституции (1978 год).

В послефранкистский период испанское государство, провозгласив своими принципами демократию и плюрализм, а также гарантировав в Конституции 1978 года свободу совести, заключило ряд соглашений не только с католической церковью, но и с другими конфессиями страны — протестантами, мусульманами, последователями иудаизма.

В 1979 году был подписан новый конкордат между Ватиканом и Испанией. В отношениях между церковью и государством оставались нерешённые проблемы (например, по вопросам образования, брака и регулирования рождаемости). Однако они вносили лишь временную напряжённость в отношениях со Святым Престолом. Государство признало важную роль католической церкви в испанском обществе (показательно, что в 1990 году 45 % испанцев, обязанных платить налоги, добровольно отчисляли 0,52 % от суммы уплачиваемых налогов в пользу церкви). Католическая церковь приняла формальный принцип невмешательства в политические дела как общую норму. Позиция церкви стала одним из важнейших слагаемых национального примирения и согласия.

В настоящее время по решению правительства социалистов католическая церковь не имеет государственного финансирования, а разрешённый размер добровольных пожертвований испанских граждан в пользу церкви не должен превышать 0,7 % их налоговых отчислений в соответствии с их ежегодной налоговой декларацией. Несмотря на то, что почти 95 % населения страны крещены в католическую веру, число практикующих католиков значительно сократилось в последние годы и продолжает сокращаться.

Католическая церковь стремится к активному участию в общественно-политической жизни страны, обсуждая в своём руководстве такие насущные проблемы сегодняшней Испании, как баскский терроризм, сепаратизм, реформы в сфере образования, семейно-брачных отношений. Церковные иерархи приняли участие в избирательной кампании 2008 года. Испанская епископальная конференция (ИЕК) и раньше не скрывала своего мнения по важнейшим событиям в жизни страны, однако впервые обратилась к пастве с наставлениями относительно голосования на выборах. Хотя ни одна из партий не упоминалась конкретно, рассуждения епископов о терроризме, светском характере государства, праве на аборт, разрешённых однополых браках, единстве страны, национализме, образовании, принятом Законе об исторической памяти по сути дела подводили граждан к единственно моральному выбору христиан отдать свои голоса тем политикам, которые поддерживают традиционные семейные ценности и не ведут переговоры с террористами. В ответ правительство пригрозило церкви пересмотреть вопросы, связанные с её финансированием.

Следует признать, что испанская церковь открыта для диалога с верующими и атеистами, представителями других конфессий и культур. Нынешнее испанское общество проявляет гораздо большую терпимость: это касается вопросов семьи и брака, методов контрацепции и абортов, однополых браков.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Острова в сердце Африки / Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, представляет собой научно-художественное описание четырёх районов Внутренней Африки: влажного тропического леса (горы Абердэр), саванны (Серенгети-Нгоронгоро), долины реки Луангвы и пустыни Калахари. Автор рассказывает о богатоОстрова в сердце Африки
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...
Из истории изучения природы Средней Азии / Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, выявлению и оценке естественных ресурсов Средней Азии, чрезвычайно велика по объёму и многогранна по содержанию. В связи с этим стечением времени она становится все более трудно обозримой. Между тем, не проникнув в особеннИз истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...
География в названиях / В книге рассказывается о происхождении географических названий. Показаны процессы зарождения, эволюции и исчезновения названий, их информационная сущность, классификация, методы изучения, а также становление учения о географических названиях — топонимики. Топонимы живут второй жизнью в названиях парГеография в названиях
В книге рассказывается о происхождении географических названий. Показаны ...