Мексика / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Уровень военно-политических внешних и внутренних угроз безопасности государства в Мексике может быть оценён как средний.
В период с 1974 года по настоящее время попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в Мексике не было.
Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения со снижением активности Сапатистской армии национального освобождения (САНО) постепенно теряют силу.
Между США и Мексикой существует миграционная проблема (по мнению экспертов, ненасильственный конфликт малой степени напряжённости). По некоторым данным, ежегодно до 150 тысяч человек нелегально пересекают границу между двумя странами, из них около 500 погибают. Причём это не только граждане Мексики, но и нелегальные иммигранты из сопредельных государств, использующие территорию этой страны как «перевалочный лагерь». Предложения администрации США построить стену между двумя странами, разместить на ней военный контингент (6–18 тысяч военнослужащих), вооружённых высокотехнологичным оружием, вызвало резкую критику со стороны мексиканского правительства. После событий 11 сентября 2001 года в США поиск взаимоприемлемого решения проблемы иммиграции застопорился. Особую остроту ей добавляет возможность использования неукреплённой границы для незаконной перевозки людей и оружия, наркотрафика и тому подобного.
Мексиканские правоохранительные структуры сотрудничают с соответствующими органами США в охране сухопутных, морских и воздушных границ. Создана система, позволяющая мексиканским и американским сотрудникам правоохранительных органов в режиме реального времени обмениваться информацией о расследованиях дел, связанных с контрабандой. Благодаря этому увеличилась возможность судебного преследования контрабандистов и торговцев живым товаром в обеих странах. Мексика подписала Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Между Мексикой и США ведутся переговоры по разработке программы безопасности морских портов, чтобы предотвратить возможность незаконных морских перевозок ядерных или радиоактивных материалов.
В разные годы на территории Мексики действовали такие террористические группировки, как «Коммунистическая лига 23 сентября», «Вооружённая коммунистическая лига», «Армия справедливости невооружённого народа», «Народная революционная армия». Все они, будучи малочисленными, не представляют реальной угрозы внутриполитической стабильности мексиканского государства. Тем не менее в Мексике существует угроза терроризма. С 1998 года в Мексике было совершено 22 террористических акта, в которых было ранено 22 человека, а 16 человек были убиты.
По относительно свежим данным спецслужб, на территории Мексики в последние годы не проживали и не действовали никакие известные международные террористы. В 2007 году были зафиксированы две террористические атаки: в январе в городе Прогресо двое неизвестных бросили гранаты, одна из которых взорвалась, в здание городского Секретариата по безопасности и дорогам. Это был первый подобный инцидент в штате Юкатан. В апреле 2007 года в городе Мехико участник неизвестной левой террористической группировки бросил бутылку с «коктейлем Молотова» в здание канадского посольства. Жертв и разрушений не было. Основная угроза террористических актов может происходить главным образом от таких организаций, как САНО и разного рода левых группировок.
Правительство страны, обеспокоенное ростом терроризма в мире, принимает усилия по предотвращению этой угрозы. Борьба с терроризмом ведётся и в правовом поле. В 2006 году проведены мероприятия, направленные на совершенствование профессионального уровня федеральных учреждений безопасности, ведётся реструктуризация и модернизация учреждений, связанных с борьбой с ОПГ. Мексиканский парламент принял закон, ужесточающий контроль над финансовыми потоками для предотвращения «отмывания» денег.
Указанные меры пока недостаточны для того, чтобы остановить разгул преступности. В 2008 году число жертв кампании по борьбе с наркокартелями, а также жертв войны наркокартелей друг с другом измерялось 6 тысячью человек, в 2009 году — 6,5 тысяч человек (из них 1 тысяча в течение первых полутора месяцев).
Политическая коррупция в Мексике имеет долгую историю. В годы правления ИРП официальная коррупция вопреки программным заявлениям партии распространялась на все уровни власти. Широкомасштабное взяточничество политических деятелей, госслужащих всех рангов и даже сотрудников правоохранительных органов способствовало сращиванию местной организованной преступности и политической сферы. В годы правления президента Салинаса де Гортари наркобароны пользовались беспрецедентным влиянием на всех уровнях власти, начиная от национального правительства и до губернаторов штатов. В годы экономических реформ и приватизации открылись новые возможности для экономических преступлений.
Эксперты оценивают уровень коррупции в Мексике как достаточно высокий.
В Мексике отсутствует угроза сокращения численности населения. Согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», к 2020 году численность населения увеличится до 119,7 миллиона человек (с учётом естественного прироста населения в 2005–2010 годах. на 1,4 % в год).
Согласно официальной точке зрения (2005 год), уровень эмиграции является слишком высоким, и правительство принимает меры к её снижению. На характер трудовой миграции повлияло членство страны в НАФТА. В последние годы возросло количество трудоспособных мексиканцев, уезжающих на заработки в США, по приблизительным подсчётам их число колеблется от 300 до 500 тысяч человек в год, до половины от этого числа пересекают границу нелегально. В это число не входят мексиканцы, работающие на территории США, но проживающие на территории Мексики. При этом правительство заявляет о поощрении иммиграции высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что переводы трудовых мигрантов (например, из США) составляют значимую часть доходов домохозяйств в Мексике.
Для Мексики характерна неравномерная заселённость территории, большая часть населения концентрируется в центральном регионе. Около 70 % населения живёт в городах. Заметен высокий уровень внутренней миграции, жители сельской местности покидают её и переселяются в города, это особенно заметно в южных штатах. В центральной части страны плотность населения выше, там существует проблема рабочих мест. Мигранты стараются разместиться в индустриальных городских центрах и вдоль линии границы с США. Самая высокая концентрация населения в столице — Мехико, там проживает около 18 миллионов человек, затем идут крупные индустриальные города Гвадалахара и Монтеррей. Значительная часть населения проживает в сельских общинах с численностью менее 2 500 человек, но существует ещё больше общин, где число жителей не превышает 500 человек.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Центральная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Древние мексиканские цивилизации
- Испанское колониальное господство (XVI — начало XIX века)
- Образование мексиканского государства
- Независимая Мексика в XIX — начале XX века
- Мексика в 1930–1990-х годах
- Мексика в XXI веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2009 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мексики в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мексики в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...