Туркмения / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Туркменская ССР была одной из самых беспроблемных республик в составе СССР и не инициировала процесс своего выхода из СССР. Не сформировалось в конце 1980-х годов в Туркменистане и массовое национальное движение, ставящее целью демократизацию и национальное возрождение.

В условиях распада СССР курс Туркменистана на обретение и укрепление своей независимости принял необратимый характер и потребовал привнесения в общество адекватной национальной идеи. Её цель — обоснование национального проекта и социально-политическая мобилизация социума для его реализации. Для туркменского политического класса и подавляющей части общества декларируемое конституцией положение о том, что Туркменистан — демократическое, правовое, светское государство, имеет крайне абстрактный характер и по этой причине не представляет абсолютной ценности. Идеи Евразийского союза или Великого Турана, несмотря на всю их внешнюю привлекательность, исходили извне и не могли быть основой для эффективной интеграции и мобилизации общества.

Доктринально национальная идея или официальная идеология не оформлены в качестве какого-либо акта государственной власти, однако её компоненты содержатся практически во всех политически значимых выступлениях С. Ниязова. В наиболее концентрированном виде национальная идея была озвучена Ниязовым в мае 2001 года на заседании Всемирной гуманитарной ассоциации туркмен (объединяет туркменские общины более чем в 20 странах), посвящённом десятилетию независимости страны. Её суть — создание сильного миролюбивого государства, которое должно занять достойное место в мире. Туркменский протоэтнос, по словам Ниязова, появился более 6 тысяч лет тому назад. В различные периоды своей истории туркмены создавали развитые формы государственности, которые прерывались из-за внешнего воздействия. Нынешний этап весьма благоприятен для развития туркменского государства: народ «един как никогда», он сплочён вокруг своего руководства, трудолюбив и талантлив, его богатства имеют общемировое хозяйственное значение, что позволит превратить Туркменистан уже при жизни нынешних поколений во «второй Кувейт».

На статус официальной идеологии туркменского общества в прошлом претендовала книга Сапармурата Ниязова «Рухнама», которая вышла в свет в канун 10-летия независимости Туркменистана (по официальным данным, к настоящему времени этот труд переведён на более чем 30 языков и распространяется в более чем 50 странах общим тиражом около 1,5 миллиона экз.). «Рухнама» продолжает туркменскую традицию героических и романтических дастанов (эпосов) XV–XVI веков.

«Рухнама» после публикации стала обязательной для изучения в школах, вузах, а также государственными служащими страны. Согласно государственной пропаганде, по своей ценности это «вторая книга после Корана»; в ней в концентрированном виде Туркменбаши отдаёт должное «мудрости туркменского народа» и излагает наработанные веками моральные принципы, которыми должны руководствоваться ныне живущие и последующие поколения туркмен.

Выраженные идеологические расколы в Туркменистане отсутствуют. Преобразование в конце 1991 года Коммунистической партии Туркменской ССР в Демократическую партию Туркменистана без изменения её доминирующего статуса в политической системе, но со снятием марксистско-ленинской идеологической направленности лишило левый идеологический спектр каких-либо перспектив в стране. В настоящее время левые в Туркменистане разобщены, дезорганизованы и почти никак себя не проявляют (небольшая Коммунистическая партия Туркменистана находится в оппозиции на полулегальном положении). Носители либеральных ценностей в политике также не представлены (многие либеральные оппозиционеры вытеснены из страны или осуждены).

Светский характер власти, доминирование в политической системе корпоративно-клановых (племенных) компонентов, жёсткий контроль за немногочисленными исламскими радикалами и духовенством нейтрализуют любые проявления политического ислама.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль / Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — сочетаний микроскопических частиц биогенной природы: фитолитов, пыльцы и спор, панцирей диатомовых водорослей, спикул губок, растительного детрита, кутикулярных слепков и так далее. Поскольку эти частицы обладают характерной,Микробиоморфные комплексы природных и антропогенных ландшафтов. Генезис, география, информационная роль
Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — ...
Географы и путешественники. Краткий биографический словарь / Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Книги серии «Краткие биографические словари» помогут вам поближе познакомиться с наиболее выдающимися людьми всех времён, добившимися мирового признания в различных сферах человеческой деятельности. В ваших руках том, посвящённыйГеографы и путешественники. Краткий биографический словарь
Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Книги ...
Учение о подземных водах / Книга состоит из трёх больших глав, в которых с исчерпывающей полнотой разобраны следующие вопросы: условия нахождении подземных вод, типы пород и их водоносные свойства, структуры пород и их влияние на подземную воду. Большое место автор отводит методическим вопросам и описанию опытов по определениУчение о подземных водах
Книга состоит из трёх больших глав, в которых с исчерпывающей полнотой разобраны ...