Туркмения / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
Туркменистан значительно отстаёт в формировании институтов гражданского общества от своих ближайших соседей по региону — Казахстана и Киргизии. Сохранив, несмотря на советский период, специфическую социальную структуру и традиционную политическую культуру, туркменский режим считает гражданскую инициативу, другие институты гражданского общества несвоевременными инновациями, издержки от которых могут превысить возможные выгоды. Отсюда абсолютный приоритет государства над интересами общества в Туркменистане. Несмотря на ряд демократических инноваций, предпринятых Г. Бердымухаммедовым, эта тенденция остаётся доминирующей и в настоящее время.
Ст. 28 конституции наделяет граждан правом создавать политические партии и иные общественные объединения, «действующие в рамках конституции и законов». Однако в действительности в Туркменистане нет независимых неправительственных организаций. С молчаливого согласия властей в стране действует незначительное число организаций, занимающихся вопросами экологии, гендерными и подростковыми проблемами. Эти организации избегают шагов, которые могли бы рассматриваться как проявление нелояльности к политике государства.
С международной помощью в 1998 году в Туркменистане был разработан новый гражданский кодекс, отвечающий общепризнанным мировым стандартам в области регулирования публичной сферы. ГК предусматривал чёткие обязательства государства при рассмотрении заявок на создание НПО, в том числе по срокам их рассмотрения и возможным случаям отклонения. Однако положения ГК в части, касающейся НПО, до сих пор не введены в действие, и Министерство юстиции по-прежнему руководствуется в сфере гражданско-правовых отношений законом об общественных объединениях от 1992 года, предоставляющим данному государственному органу самые широкие полномочия по контролю над НПО и их деятельностью. Это имеет следствием серьёзные ограничения по приёму НПО иностранной гуманитарной и финансовой помощи для осуществления своих уставных задач, сложности регистрации НПО, необходимости согласования НПО с государством своей деятельности.
В Туркменистане существует ряд организаций, которые власти относят к группе НПО. К ним относится созданный в октябре 1996 года и работавший под патронажем президента Ниязова «Институт за демократию и гражданские права», руководство которого (несмотря на высокую степень лояльности) часто менялось из-за недовольства Туркменбаши.
Конституция гарантирует право на труд, оплачиваемый отпуск и тому подобное, но не содержит каких-либо ссылок относительно прав рабочих создавать свои ассоциации или вести коллективные переговоры с правительством и работодателями. В докладе Госдепартамента США «О практиках соблюдения прав человека» от 2001 года указывается, что «в Туркменистане не существует независимых профсоюзов. Туркменское законодательство не запрещает, но и не разрешает забастовки. Численность членов профсоюза — 1,3 миллиона человек».
В сфере регулирования трудовых отношений Туркменистан ратифицировал ряд основных международных конвенций, касающихся свободы предпринимательских союзов, трёхсторонних коллективных договоров, недопущения использования детского труда, в результате чего в докладе ООН за 2001 года Туркменистан был помещён на 83-е место в списке «стран, признающих международное законодательство о труде» (всего в документе было ранжировано 162 страны). Однако данный доклад вовсе не касался реального положения дел в области индивидуальной и коллективной защиты трудовых прав в Туркменистане.
По причине процедурных ограничений в Туркменистане не могут получить государственную регистрацию многие общины религиозных меньшинств (адвентистов, баптистов, кришнаитов и др.).
НПО, работающие в сфере образования и культуры, весьма слабы, они практически не имеют возможности, минуя государство, осуществлять контакты с подобными институтами в третьих странах, получать гранты для развития и проведения исследований. Проведённая несколько лет назад реформа системы высшего образования, фактически дезорганизовавшая деятельность вузов, привела к уменьшению числа научных работников. Аналогичная ситуация наблюдается и с творческими союзами деятелей культуры, особенно после прозвучавшей в апреле 2001 года из уст Туркменбаши критики репертуара («чуждых и непонятных народу» танцев) Ашхабадского театра оперы и балета.
Мешают развитию публичной сферы и серьёзные ограничения на контакты туркменских граждан с иностранцами, препятствия на получение и распространение ими информации.
Система образования находится под жёстким политическим и идеологическим контролем государства. По указанию Ниязова, в школьные учебники были внесены положения о весомой роли в развитии мировой цивилизации туркменского народа, который существует в границах нынешнего государства 6 тысяч лет.
Группы влияния на сегодняшний день практически отсутствуют. Их ликвидация была начата ещё покойным С. Ниязовым, который в 2005–2006 годах провёл основательную кадровую «зачистку» высшего эшелона власти. Только в 2006 году указами С. Ниязова были приговорены к длительным срокам заключения такие влиятельные фигуры, как вице-премьеры Р. Сапаров, Е. Курбанмурадов, Д. Айдогдыев, генеральный прокурор К. Атаджанова и многие другие.
Г. Бердымухаммедов продолжил эту работу, почти полностью обновив правительство и освободившись от влиятельных силовиков, по слухам, приведших его к власти. Апофеозом этой кампании стала отставка (по другим данным — домашний арест) А. Реджепова, считавшегося «серым кардиналом» в окружении прежнего и нынешнего президентов.
← Назад | НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Туркменистан в древности и Средние века
- Туркменистан в составе Российской империи
- Туркменистан в 1917-м — 1920-х годах
- Туркменистан в составе СССР
- Независимый Туркменистан (1991 год — наше время)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) (с 1992 года президентский пост совмещён с руководством Совета министров)
- Глава правительства (председатель Совета министров) в 1989–1992 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Туркменистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Прижизненное издание. Москва, 1958 год. Молодая гвардия. Издательский переплёт. ...
Москва, 1912 год. Издательство «Природа». Владельческий переплёт. Сохранность ...