Узбекистан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Согласно ст. 12 конституции, в Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

В идеологической сфере с начала 1990-х годов светским властям противостоит радикальный исламизм, предлагающий свой социально-политический проект, связанный с построением исламского государства. Ответом властей стало жёсткое отделение ислама от политики, в том числе запрет на создание политических партий на религиозной (а также этнической) основе.

Необходимость идеологического обоснования социально-экономических и политических преобразований руководство Узбекистана осознало на рубеже 1980–1990-х годах. В качестве долгосрочного ориентира развития государства политическое руководство Узбекистана в начале 1990-х годов выдвинуло идею Великого Турана как объединения тюркских государств, разрушенных во второй половине XIX века российской имперской колонизацией. Великий Туран виделся как некий «новый тюркский мир», объединённый культурным единством тюркских народов, а Ташкент — среднеазиатским ядром этого мира. Признавалась ведущая роль Турции в политическом объединении5 как светского государства, способного стать мостом между Востоком и Западом. В перспективе Великий Туран должен был стать тесным союзом (с населением в 120–130 миллионов человек) с единым парламентом.

Стало очевидно, что на данном этапе идея Великого Турана существует в основном как ориентир для политического руководства, поскольку ни одна из стран, разделяющих цели этого проекта, не обладает политическими и экономическими ресурсами для его реализации в ближайшее время.

Идеологиям основных легальных политических партий (НДП, «Фидокорлар» и др.), которые фактически создавались «сверху» и на базе Коммунистической партии Узбекистана, свойственно наличие двух общих моментов — национализма и ориентации на развитие. Национализм (как общий элемент) реализуется по формуле — разрыв с советским прошлым, политический суверенитет, экономическая независимость, многовекторная самостоятельная внешняя политика. Развитие как элемент идеологических программ предполагает превращение Узбекистана в стабильное в социально-экономическом и политическом отношении государство. Одна из приоритетных задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Великие памятники природы / Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды Ниагарского водопада, столбы дыма вулкана Везувия, величавый поток ледника Фокс, таинственный Голубой грот, дорическая колонна Башни дьявола — разве все их перечислишь, эти любопытные памятники природы. Образно, с большой любовью Великие памятники природы
Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды ...
Арабы и море / Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора Адамовича Шумовского — старейшего из ныне здравствующих российских арабистов, ученика академика И. Ю. Крачковского. Первое издание появилось в 1964 году и давно стало библиографической редкостью. В книге живо и увлекательАрабы и море
Второе издание научно-популярных очерков по истории арабской навигации Теодора ...
Земное эхо солнечных бурь / Книга выдающегося советского учёного А. Л. Чижевского затрагивает широкий круг вопросов, связанных с влиянием солнечной активности на земные природные процессы: климатические, геофизические, биологические. Центральное место в книге занимают проблемы медицинской географии и эпидемиологии.Репринтное иЗемное эхо солнечных бурь
Книга выдающегося советского учёного А. Л. Чижевского затрагивает широкий круг ...