Узбекистан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Согласно ст. 12 конституции, в Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

В идеологической сфере с начала 1990-х годов светским властям противостоит радикальный исламизм, предлагающий свой социально-политический проект, связанный с построением исламского государства. Ответом властей стало жёсткое отделение ислама от политики, в том числе запрет на создание политических партий на религиозной (а также этнической) основе.

Необходимость идеологического обоснования социально-экономических и политических преобразований руководство Узбекистана осознало на рубеже 1980–1990-х годах. В качестве долгосрочного ориентира развития государства политическое руководство Узбекистана в начале 1990-х годов выдвинуло идею Великого Турана как объединения тюркских государств, разрушенных во второй половине XIX века российской имперской колонизацией. Великий Туран виделся как некий «новый тюркский мир», объединённый культурным единством тюркских народов, а Ташкент — среднеазиатским ядром этого мира. Признавалась ведущая роль Турции в политическом объединении5 как светского государства, способного стать мостом между Востоком и Западом. В перспективе Великий Туран должен был стать тесным союзом (с населением в 120–130 миллионов человек) с единым парламентом.

Стало очевидно, что на данном этапе идея Великого Турана существует в основном как ориентир для политического руководства, поскольку ни одна из стран, разделяющих цели этого проекта, не обладает политическими и экономическими ресурсами для его реализации в ближайшее время.

Идеологиям основных легальных политических партий (НДП, «Фидокорлар» и др.), которые фактически создавались «сверху» и на базе Коммунистической партии Узбекистана, свойственно наличие двух общих моментов — национализма и ориентации на развитие. Национализм (как общий элемент) реализуется по формуле — разрыв с советским прошлым, политический суверенитет, экономическая независимость, многовекторная самостоятельная внешняя политика. Развитие как элемент идеологических программ предполагает превращение Узбекистана в стабильное в социально-экономическом и политическом отношении государство. Одна из приоритетных задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Конкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков / Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америке, о жизни и деятельности предводителей испанских конкистадоров Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков — коренных жителей Центральной и Южной АКонкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...
В снегах Антарктиды. Закованный в лёд / В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. М. (доктор физико-математических наук) и Трешников А. Ф. (доктор географических наук) — в своих документальных книгах увлекательно рассказывают о деятельности Первой и Второй советских антарктических экспедиций, о сВ снегах Антарктиды. Закованный в лёд
В 1955 году советские люди впервые высадились на берега Антарктиды. Автор — Гусев А. ...
Природопользование Севера России / В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере России развивается теория географического природопользования как науки. Представлены характеристика истории развития и современной структуры природопользования, его социокультурный и эколого-экономический анализ, приёмы каПриродопользование Севера России
В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере ...