Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие

Узбекистан / Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие

С 1880-х годов территория современного Узбекистана входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства (затем края), Хивинского ханства и Бухарского эмирата.

Появление России в хозяйственной сфере Средней Азии вызвало значительные экономические изменения. В ходе ускоренной индустриализации России к концу XIX века определились методы и цели экономического управления российскими колониями (по образцу методов и целей западных колониальных держав): среднеазиатские колонии должны были удовлетворять хозяйственные потребности промышленности метрополии. На первый план вышло создание хлопковой базы для обеспечения сырьём российской текстильной промышленности. Если в 1885 году в Ферганской долине только 14 % сельскохозяйственных площадей использовались для выращивания хлопка, то в 1915 году — уже 40 % сельскохозяйственных площадей. Местные сорта хлопка постепенно вытеснялись американскими сортами лучшего качества; разрабатывались крупные проекты, связанные с развитием оросительной системы, но эти планы в тот период осуществить не удалось. Хлопок-сырец доставлялся в российские центры текстильной промышленности, но в самом среднеазиатском регионе никакой хлопкоперерабатывающей индустрии не создавалось. Таким образом, российская экономическая политика в Средней Азии имела типично колониальный характер.

Транспортная проблема была решена строительством железных дорог. Первую железную дорогу — Закаспийскую, начали строить в 1881 году из военно-стратегических соображений. Она вела от Каспийского моря в города Мерв (1886 год), затем через земли Бухарского эмирата в Самарканд (1888 год), в 1898 год она дошла до Ташкента, а в 1899 году — до города Андижан в Ферганской долине. Для транспортировки хлопка более важное значение приобрела линия Оренбург — Ташкент, которая установила в 1906 году прямую связь Средней Азии с Россией.

В отличие от интенсивно заселявшихся русскими и украинскими крестьянами казахских степей, обширные территории Бухарского эмирата, Хивинского и бывшего Кокандского ханств переселенцами из Российской империи практически не осваивались. Оседлые мусульмане и мусульмане-кочевники продолжали жить в соответствии с традиционным социальным укладом. Имперское присутствие ограничивалось узким слоем лиц, занятых в административном управлении, гарнизонами и жителями русских кварталов в больших городах, прежде всего в Ташкенте.

В отличие от элит вошедших в состав России закавказских государств и княжеств, среднеазиатская знать не была включена в ряды российских дворян и не была социально и политически интегрирована в имперские структуры. Ни кочевники, ни оседлые жители не считались российскими подданными (имели статус инородцев). Российские власти не прилагали особых усилий для языковой и культурной русификации местного населения. Российская администрация сознательно сохраняла консервативное мусульманское духовенство. Его обширные земельные владения (вакуфы) были гарантированы, как и были сохранены в его ведении школы. Миссионерская деятельность православной церкви была категорически запрещена, и планируемая Ташкентская епархия так и не была основана.

В целом, политика Российской империи в Средней Азии была довольно гибкой и рациональной (отсюда постепенный и ограниченный характер любых реформ, включая унификацию системы сбора налогов и тому подобное), хотя злоупотребления со стороны региональной российской администрации были нередки. Местное население воспринимало российскую власть как чуждое господство, что вызывало спонтанные мятежи. Последние чаще имели локальный характер, как, например, холерный бунт в Ташкенте в 1892 году. Редко, как это было, например, с Андижанским восстанием 1898 года, они перерастали локальные рамки (приобретая характер «священной войны»).


←   Назад  |   Российское присутствие в Средней Азии: колониальная политика и экономическое развитие   |   Вперёд   →



 

Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России / Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1900 года (издательство «С.-Петербург, Типография Министерства путей сообщения»).Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...
Планету открывали сообща / «Вот Индия, которую вы ищете!» Великий португальский поэт Камоэнш вложил эти слова в уста арабского кормчего Ахмада ибн Маджида, приведшего корабли Васко да Гамы к заветной цели. Открытие морского пути в Индию — далеко не единственное, которое совершили сообща народы Запада и Востока. Эта книга рассПланету открывали сообща
«Вот Индия, которую вы ищете!» Великий португальский поэт Камоэнш вложил эти ...
По Уссурийскому краю / Книга представляет собой научно-художественное произведение, в основу которой легли события путешествия В. К. Арсеньева по Уссурийской тайге в 1906 году. Рассказ включает в себя географическое описание маршрута и путевой дневник.По Уссурийскому краю
Книга представляет собой научно-художественное произведение, в основу которой ...