Туркмения / Население

Туркменистан первым среди постсоветских государств провёл сплошную перепись населения по методике ООН в 1995 году. Согласно её результатам, в стране проживали 4,483 миллиона человек. Для сравнения: по данным общесоюзной переписи населения 1989 года, в Туркменской ССР проживали 3,523 миллиона человек.

По данным Национального института государственной статистики и информации Туркменистана, численность населения Туркменистана на начало 2004 года составила 6 298 тысяч человек. Реальность подобного роста численности населения вызывает серьёзные сомнения. По оценочным данным иностранных специализированных агентств, в середине 2007 года в стране проживали 5,4 миллиона человек, что ближе к реальности (при экстраполяции данных переписи 1995 года). По оценочным данным на середину 2009 года, численность населения составила 5,2 миллиона человек.

По оценочным данным на середину 2009 года, естественный прирост населения составил 1,4 %; рождаемость на 1 000 человек — 22; смертность на 1 000 человек — 8; доля населения до 15 лет — 31 %, 65 лет и старше — 4 %. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Туркменистане равняется 65 годам; для мужчин этот показатель составляет 61 год, для женщин — 69 лет.

По данным Всемирного банка, в 2006 году соотношение городского и сельского населения в Туркменистане составляло 46,58 % к 53,42 %.

Этнический состав населения разнообразен. По данным на 1997 год, туркмены составляют 77 % населения, узбеки — 9,2 %, русские — 6,7 %, казахи — 2 %, татары — 0,8 %, другие — 4,3 %. По более поздним оценочным данным, туркмены составляют 81 %, узбеки — 9 %, казахи — 1,9 %, а русская диаспора насчитывает около 100 тысяч человек. Подобное уменьшение численности русских связано с высоким уровнем эмиграции (вследствие политики властей Туркменистана).

Сельское население составляют в основном туркмены и узбеки. В городах кроме туркмен и русских живут украинцы, армяне, азербайджанцы. Узбеки населяют в основном районы, смежные с Узбекистаном; казахи живут преимущественно в северной и западной частях страны. В южных районах имеются сравнительно большие диаспоры белуджей и курдов.

Согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», уровень грамотности взрослого населения (15 лет и старше) Туркменистана в 2007 году составил 99,5 % (оценочно). Общий показатель обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях — н.д.%, индекс уровня — 0,906.

Согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2009», индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) для Туркменистана в 2007 году составил 0,739, что позволило ему занять 146-е место в мире (из 182) в общем рейтинге стран по этому показателю (группа стран со средним уровнем развития человеческого потенциала).

За последние 30 лет динамику ИРЧП в Туркменистане оценить невозможно из-за отсутствия данных.


←   Назад  |   Население   |   Вперёд   →



 

Жизнь в пути / Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни провёл в путешествиях. Более 70 тысяч километров пути исхожено им по странам Азии и Африки. Его колоссальное рукописное наследие украшает многие книгохранилища мира. Имя его носят музеи, улицы научные общества АзербайджанЖизнь в пути
Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни ...
Биосфера. Избранные труды / Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере в наши дни быстро внедряется в различные разделы естественных наук, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеолБиосфера. Избранные труды
Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и ...
Путь на Север / Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об арктических походах научно-спортивной экспедиции газеты «Комсомольская правда», организаторами и участниками которых они были. Походы выполнялись в 1970–1976 годах, экспедиция на лыжах пересекла самые суровые районы советскПуть на Север
Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об ...