Нигерия / Территориально-государственное устройство

Конституция 1999 года закрепляет федеративное деление страны. Ст. 3 конституции гласит, что Федеративная Республика Нигерия состоит из штатов (всего их 36); неофициально штаты объединяются в 6 зон: Лагос, Экити, Огун, Ондо, Осун, Ойо (юго-западная зона); Аква-Ибом, Байельса, Кросс-Ривер, Дельта, Эдо, Риверз (южная зона); Абиа, Анамбра, Эбоньи, Эгуну, Имо (юго-восточная зона), Кадуна, Кано, Кацина, Джигава, Кебби, Сокото, Замфара (северо-западная зона), Бенуэ, Коги, Квара, Насарава, Нигер, Плато (северо-центральная зона), Адамава, Баучи, Борно, Гомбе, Тараба и Йобе (северо-восточная зона). Штаты подразделяются на 768 районов местного управления. Столица Нигерии — Абуджа — по конституции имеет статус федеральной столичной территории и не является отдельным штатом.

На региональном уровне исполнительную власть представляют губернатор и его заместитель. В конституции подробно описываются порядок выборов на должность губернатора, требования, предъявляемые к кандидатам, и так далее. Как и президент страны, губернатор избирается сроком на 4 года и не может выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Губернатор с согласия ассамблейной палаты штата формирует правительство штата и определяет основные направления политики. Губернатор обязан соблюдать конституцию и претворять в жизнь законы и постановления, принятые ассамблейными палатами штатов.

В каждом из штатов существует однопалатный орган законодательной власти — Ассамблейная палата. Она состоит из депутатов, число которых в 3–4 раза превышает представительство данного штата в Палате представителей (от 24 до 40 депутатов). Палата выполняет те же функции, что и федеральный орган законодательной власти, но в случае несоответствия законодательных актов, принятых парламентами штатов, федеральным законам предпочтение, согласно п. 5 II части гл. 1 конституции, отдаётся последним. Ассамблейные палаты уполномочены рассматривать вопросы, список которых приводится во II части Приложения 2 к конституции. Ни Национальная ассамблея, ни парламенты штатов не вправе придавать издаваемым ими законам обратную силу.

Постановления Ассамблейной палаты обретают силу закона после того, как они предоставляются на рассмотрение губернатора, который в течение 30 дней должен подписать законопроект (либо воспользоваться правом «карманного вето»). Палата может преодолеть губернаторское вето 2/3 голосов при повторном рассмотрении законопроекта. Так же, как и федеральные органы законодательной власти, ассамблейные палаты должны заседать не менее 181 дня в году, а срок их полномочий составляет 4 года.

Национальная ассамблея может взять на себя исполнение обязанностей Ассамблейной палаты в случае объявления президентом чрезвычайного положения в штате, по требованию губернатора, подтверждённому 2/3 голосов ассамблейной палаты.

Так, например, в мае 2004 года в штате Плато в связи с этническими беспорядками было введено чрезвычайное положение, и власть губернатора и местной законодательной палаты были приостановлены на 6 месяцев.

Депутаты избираются в ассамблейные палаты от тех же политических партий, что и в Национальную ассамблею. В этой связи предполагается, что местные законодатели будут поддерживать ту политику исполнительной власти, которая соответствует программе их партий. Вместе с тем из-за отсутствия отлаженной системы взаимодействия между депутатами и партиями, а также взаимодействия между депутатами на разных уровнях, каждый законодатель проводит политику, выгодную именно ему.

Судебную власть в штатах осуществляют три типа судов: Верховный суд, Шариатский апелляционный суд и Апелляционный суд обычного права. Состав шариатских апелляционных судов и апелляционных судов обычного права (в штате может быть представлен только один из двух видов судов) определяется губернатором штата с одобрения Ассамблейной палаты. Штаты также могут создавать суды низшей инстанции.

Ст. 275 конституции предусматривает создание шариатских апелляционных судов «в тех штатах, где это необходимо». Председатель и члены такого суда также назначаются губернатором с согласия Ассамблейной палаты штата. Шариатский Апелляционный суд рассматривает дела, относящиеся к области применения исламского права. В 2003 году в 11 штатах страны (Сокото, Кебби, Нигер, Кано, Кацина, Кадуна, Джигава, Йобе, Баучи, Борно и Гомбе) действовали нормы шариата и практиковались наказания, принятые в исламском праве (в том числе побивание камнями за измену, публичная порка за употребление алкоголя и отрубание конечностей за воровство).

Суды обычного права функционируют главным образом на юге страны параллельно с судами, опирающимися на нормы обычного английского права, разбирают вопросы уголовного и гражданского права.

Во многом востребованность шариатских судов и судов обычного права объясняется их меньшей коррумпированностью по сравнению с судами, опирающимися на нормы английского общего права. Таким образом, многоконфессиональность и культурная раздробленность страны нашли отражение и в правовой системе, которая сочетает элементы англосаксонской правовой традиции, исламского и обычного права.


←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →



 

Черногория в ее прошлом и настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук, СПБ»).Черногория в ее прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...