Нигерия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Действующая конституция, принятая в 1999 году, является четвёртой по счету со времени обретения Нигерией независимости.

Основные законы в стране издавались и действовали в периоды гражданского правления 1960–1966 годы (конституция 1960 года) и 1979–1983 годы (конституция 1979 года). В 1989 году парламент Третьей республики начал разрабатывать новый основной закон, который должен был вступить в силу в 1993 году, однако был отменен в связи с военным переворотом.

Две прежние конституции, как и нынешняя, гарантировали основные права и утверждали федеративное устройство, однако число штатов последовательно увеличилось с 3 (конституция 1960 года) до 19 (1979 год), а затем до 36 (1999 год).

По конституции 1960 года, главой государства объявлялся премьер-министр, которого избирали тайным голосованием члены двухпалатной Национальной ассамблеи, состоящей из Палаты представителей и Сената. Депутаты Палаты представителей выбирались, сенаторы назначались премьер-министром. Во главе штатов стояли премьеры, которые также являлись формальными лидерами политических партий. На региональном уровне функционировали Законодательная ассамблея и Палата вождей. Премьер-министр и премьеры штатов наделялись законодательными функциями.

Конституция 1979 года, за основу которой брался основной закон США, устанавливала президентское правление; президент являлся главой исполнительной власти и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами, а члены верхней и нижней палат законодательного органа избирались путём всеобщих выборов. Во главе регионов находились выборные губернаторы.

Нынешняя конституция во многом повторяет главные принципы основного закона 1979 года и носит демократический характер.

Нигерия является федеративным государством с президентской формой правления. Президент, являющийся главой государства, одновременно возглавляет федеральное правительство и является Верховным главнокомандующим. Законодательная власть осуществляется Национальной ассамблеей (парламентом), состоящим из Сената и Палаты представителей.

Конституция наделяет народ Нигерии верховным государственным суверенитетом и провозглашает безопасность и благосостояние граждан первоочередными целями правительства, а также гарантирует участие граждан в управлении государством. Согласно конституции, Нигерия является государством, обеспечивающим соблюдение фундаментальных прав и свобод своих граждан (право на жизнь, уважение чести и достоинства, частная собственность, свобода мысли, слова, переписки, передвижения, ассоциаций и так далее).

Особое внимание уделяется принципам социального государства: так, ст. 16 (п. 16) гласит, что государство должно «контролировать экономику с целью обеспечить максимальное благосостояние, свободу и счастье каждого гражданина на основе принципа социальной справедливости и равенства возможностей». Государственная политика, согласно основному закону, должна быть направлена на обеспечение занятости и средств к существованию для населения, справедливых и гуманных условий труда, возможностей для досуга. Кроме того, государство должно обеспечить своим гражданам условия для получения своевременного медицинского обслуживания и равного доступа к образованию. В целом конституция страны очень подробна. Она оставляет мало возможностей для неоднозначного толкования, что выглядит вполне логичным в свете неудач предыдущих конституций.

Порядок внесения изменений в основной закон страны закрепляется в гл. 1 (ст. 9). Предложения о внесении поправок в конституцию (за исключением ст. 8, определяющей порядок создания новых субъектов Федерации, а также гл. 4, посвящённой правам и свободам граждан), должны быть поддержаны не менее чем 2/3 членов одной из палат федерального парламента (Национальной ассамблеи), а также одобрены законодательными палатами не менее чем 2/3 штатов. Поправки в ст. 9 и гл. 4 могут быть приняты только после одобрения 4/5 членов Национальной ассамблеи и парламентами 2/3 штатов.

Со времени принятия конституции как минимум дважды предпринимались попытки внести в неё изменения. Первый раз это произошло в 2006 году, когда истёк второй срок пребывания О. Обасанджо у власти, и правящая партия НДП безуспешно выступила с идеей поправки, которая позволила бы тогдашнему главе государства остаться на третий срок.

В начале 2008 года была создана комиссия по пересмотру конституции.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Материалы для географии и статистики России / Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание характеризует географическое положение, границы, административное деление Архангельской губернии второй половины 19 века. Подробно рассматривается состав и быт населения, состояние промышленности и сельского хозяйства, даётся описМатериалы для географии и статистики России
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...
Пути по Русскому Алтаю / Книга известнейшего русского географа, ботаника, специалиста в области физиологии растений, профессора Томского университета В. В. Сапожникова «Пути по Русскому Алтаю» была издана в 1912 году. В ряду его многочисленных работ она занимает особое место. Это подробнейший путеводитель по Горному Алтаю тПути по Русскому Алтаю
Книга известнейшего русского географа, ботаника, специалиста в области ...