Нигерия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Нигерии может быть оценено как весьма высокое.
В период с 1974 года в стране произошло пять успешных переворотов и одна неудачная попытка неконституционной смены власти.
Несмотря на то что Нигерия занимает первое место среди африканских стран по количеству военных переворотов со времени обретения независимости и только в 2007 году власть впервые за всю историю страны была передана от одного гражданского правительства другому, угроза неконституционной смены власти за последние годы, во многом благодаря политике О. Обасанджо, снизилась.
На территории Нигерии действует значительное число сепаратистских и антиправительственных движений, большинство из которых базируются на юг страны.
В их числе стоит отметить движение Bakassi Boys, сформированное в штате Абиа в 1999 году на базе нескольких объединений ибо (в их числе Onitsha Traders Association). Движение представляло собой криминальную группу, противостоящую другим аналогичным организациям, отстаивающую интересы ряда бизнесменов штата и «вершащую правосудие» параллельно официальным органам. В период с 1999 по 2001 годы группа имела легальный статус в штатах Абиа и Анамбра. После её официального запрета, ареста лидера Жильберта Окойе в 2001 году и передела власти в штатах в результате губернаторских выборов 2007 года Bakassi Boys перешли на нелегальное положение, продолжив участвовать в криминальных конфликтах в штатах Абиа, Анабра и Имо.
Среди движений, сформированных в 1990-х годах, можно также выделить наиболее активные группы огони и иджо, требующие от правительства права частично или полностью распоряжаться прибылью от продажи нефти, добытой на территории иджо- и огониленда. Причинами создания вооружённых группировок во многом стали деятельность иностранных нефтедобывающих компаний, отсутствие в регионе экономических и социальных реформ, а также силовое подавление мирных выступлений огони и иджо военными правительствами в 1990-х годах и, в то же время, переход к гражданскому правлению в 1999 году, вызвавший рост позитивных ожиданий.
Движение огони Movement for the Survival of the Ogoni People (MOSOP) в начале 1990-х годов предъявило претензии к правительству и иностранным компаниям. Изначально против мирных демонстрантов стали применять административные меры наказания, а лидер движения писатель и нобелевский лауреат Кен Саро-Вива вместе с 9 активными участниками был казнён в 1995 году. С начала 2000-х годов MOSOP перешло к вооружённой борьбе, осуществив несколько захватов нефтяных объектов компании Shell и требуя от неё выплат.
К более активной, чем огони, вооружённой борьбе с начала 2000-х годов (после безрезультатных мирных выступлений) обратились группировки иджо, действующие в восточной области дельты реки Нигер (штаты Дельта, Риверз, Байелса).
С 2004 года группировка Niger Delta People’s Volunteer Force во главе с М. Докубо-Асари начала осуществлять похищения сотрудников иностранных нефтяных компаний и взрывы трубопроводов. Арест М. Докубо-Асари в 2005 году во многом спровоцировал рост вооружённых диверсий в восточной дельте, ответственность за большую часть которых взяла на себя новая зонтичная антиправительственная организация Movement for the Emancipation of the Niger Delta. По всей видимости, эта группа не имеет чётко выстроенной структуры, а представляет собой коалицию ряда антиправительственных групп.
Участниками вооружённых групп становятся, главным образом, безработные молодые люди, а также дезертиры из правительственной армии. Деятельность подобных организаций зачастую имеет криминальный оттенок: несколько отколовшихся от антиправительственного движения групп иджо стали заниматься вымогательством, угоном транспорта, организацией взрывов, похищений и грабежом.
Требования вооружённых групп иджо менялись. В 2004 году группа Niger Delta People’s Volunteer Force выдвинула требование о введении самоуправления в регионе. Movement for the Emancipation of the Niger Delta требовало от правительства освободить М. Докубо-Асари, а также бывшего губернатора штата Байелса Д. Аламиейсега (М. Докубо-Асари и Д. Аламиейсега были освобождены в 2007 году после прихода к власти Умару Ярадуа, объявившего о начале переговорного процесса с вооружёнными группами иджо) и предоставить нефтедобывающим штатам 50 % прибыли от продажи нефти, а от компании Shell — выплатить 1,5 миллиона долларов в качестве компенсации за нанесённый в результате нефтедобычи экологический ущерб. В начале 2008 года движение Ijaw National Congress потребовало от правительства создания двух новых штатов, где иджо составляли бы большинство.
Деятельность террористических групп в дельте реки Нигер привела к падению объёмов добычи нефти с 2,46 барреля в сутки в конце 2005 года до 2,16 миллионов баррелей в сутки в сентябре 2007 года.
Все вышеперечисленные группы, большинство из которых сформировано недоминирующими этносами (иджо, огони), выступают за сохранение целостности федерации, в то время как три главных сецессионистских движения созданы «главными народами» Нигерии. Единственным исключением являются ибо, которые создали в 1999 году движение Movement for the Actualisation of the Sovereign State of Biafra, выступающее за отделение юго-восточной части страны. Его лидер Р. Увазуруике был арестован в 2005 году, что спровоцировало вооружённые выступления ибо; Р. Увазуруике был выпущен из-под стражи в конце октября 2007 года.
Этническая группа йоруба Oodua Peoples Congress (ОРС) во главе с Ф. Фашеуном была сформирована после аннулирования результатов выборов 1993 года, победу на которых одержал М. Абиола (йоруба), и захвата власти Сани Абача. Группа должна была защищать интересы йоруба и выступала за демократические преобразования в стране.
В 1999 году группа раскололась на два крыла, умеренное (Ф. Фашеун) и радикальное Oodua Liberation Movement (Г. Адамс), выступающее за выход йорубаленда из состава федерации. Последнее участвовало в столкновениях с другими этническими группами и вовлечено в криминальную деятельность. В 1999 году организация, действующая на юго-западе страны (в штатах Лагос, Ойо, Огун, Осун, Ондо, Экити, Квара), была объявлена вне закона.
Приход к власти Обасанджо (выходца с юга), а также утрата частью северной элиты привилегированного положения стали причинами создания в 1999 году этнической организации хауса и хаусанизированных групп севера страны — Arewa People’s Congress (во главе с С. Мухаммедом). Группа выступает за выход северной части из состава федерации и прибегает к насильственным методам.
В начале 2000-х годов Нигерия провела практически полную демаркацию своих морских и сухопутных границ, формально разрешив территориальные споры с Нигером и Бенином.
До сих пор окончательно не решён вопрос передачи полуострова Бакасси Камеруну.
В августе 2006 года, согласно решению Международного суда ООН, Нигерия передала Камеруну контроль над 80 % территории полуострова Бакасси, в связи с этим возникла необходимость новой делимитации морской границы между Нигерией, Камеруном и Экваториальной Гвинеей.
В политическом дискурсе современной Нигерии терроризм в его европейской и американской трактовке самостоятельного значения не имеет. Действия, квалифицируемые западными исследователями и СМИ как террористические акты, на практике являются одной из составляющих боевой тактики антиправительственных групп и должны оцениваться скорее как диверсии и бандитизм.
Одной из ключевых проблем Нигерии, мешающих её нормальному развитию на протяжении всего периода независимого развития, является коррупция. Так, по данным Антикоррупционного комитета Нигерии, в 2003 году около 70 % доходов от продажи нефти не поступило в казну.
Борьба с коррупцией была одним из обязательств, которые президент О. Обасанджо взял на себя после избрания. Для борьбы с коррупцией в 1999 году были созданы специальные комиссии (Independent Corrupt Practices and Other Related Offenses Commission, а также Economic and Financial Crimes Commission). С начала 2000-х годов в стране постоянно ведутся судебные разбирательства по поводу отмывания денег и злоупотреблений бывших губернаторов. В 2006 году 31 из 36 губернаторов были привлечены к суду.
В 2007 году в коррупции были уличены бывшие губернаторы штатов Абиа, Джигва, Эгуну, Плато и Табарава, занимавшие свои посты во время правления Обасанджо.
Согласно докладу «Глобальный барометр коррупции» за 2006 год международной неправительственной организации Transparency International, наиболее коррумпированной нигерийцы считают полицию (4,9 балла из 5 возможных); на втором месте идут политические партии (4,5 балла); к наименее коррумпированным структурам нигерийцы отнесли НПО и религиозные структуры (по 3,0 балла).
Высокий уровень коррупции ведёт к снижению авторитета властей. Следует также отметить, что, несмотря на высокую значимость традиционных правителей в жизни нигерийского общества (порой их мнение более значимо, чем мнение избранных властей), в связи с продажностью титулатуры, их авторитет также стал снижаться.
Правительство страны не считает чрезмерно высоким ни уровень эмиграции, ни уровень иммиграции. Вместе с тем на практике Нигерия сталкивается с определёнными проблемами, обусловленными нелегальной иммиграцией на территорию страны. Так, в начале 2008 года нигерийские власти обвинили беженцев из Чада в росте преступности в стране.
Ещё одной проблемой является высокий уровень преступности. ОПГ участвуют в контрабанде нефтью, похищениях с целью выкупа, контрабанде оружия и наркотиков и пр.
Преступные группы (Bakassi Boys, Onitsha Traders Association) подменяют собой полицию в тех штатах, где высокий уровень коррумпированности исполнительной власти заставляет местных жителей искать альтернативные способы установления относительного порядка.
Правительства штатов зачастую используют бандитские группировки в борьбе со своими политическими противниками, как, например, во время выборов 2003 и 2000 годов, что спровоцировало бандитские столкновения в Порт-Харткорте после завершения электорального процесса.
Нигерийские ОПГ активно действуют в соседних странах (в частности, в Бенине), а также в Европе и США, где занимаются наркотрафиком, мошенничеством (в том числе электронным), сутенёрством и другими видами незаконной деятельности.
Проблемы сокращения численности населения нет, так как, по данным ПРООН, в 2005–2015 годах ожидается положительный темп прироста населения (2,2 %).
Многие нигерийцы становятся вынужденными переселенцами в результате этнических столкновений. По данным Нигерийской национальной комиссии по беженцам, с 1999 по 2006 год более 3 миллионов человек были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Нигерия в древности, Средние века и Новое время (до середины XIX века)
- Государственные образования севера Нигерии
- Государственные образования запада Нигерии
- Государственные образования юго-востока Нигерии
- Появление европейцев и включение территории Нигерии в состав Британской империи (конец XV — конец XIX века)
- Эпоха колониального правления (1900–1960 годы)
- Независимая Нигерия (1960 — наше время)
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 21 апреля 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Нигерии, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Основные торговые партнёры в 2004 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...
Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года ...