Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Уганда / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Уганда является членом ООН и ряда её специализированных учреждений, Африканского союза, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, Содружества, ОИК, Восточно-Африканского Сообщества, Африканского банка развития.

В 1999–2001 годах Уганда, Кения и Танзания воссоздали Восточно-Африканское сообщество (существовало в 1967–1977 годах), с 2005 года ставшее таможенным союзом. В 2007 году к блоку присоединились Руанда и Бурунди. Страны — основательницы объединения охарактеризовали его как весьма успешное на основании данных о повышении доходов от взаимной торговли с момента основания ВАС и планировали создание общего рынка стран Восточной Африки, а также введение единой валюты — восточноафриканского шиллинга.

В рамках объединения функционирует наднациональный Восточно-Африканский суд, занимающийся правами человека, правовыми сторонами интеграции и другими вопросами.

Руководство стран-участниц проводило консультации относительно возможного расширения компетенции союза и на политическую сферу, предполагая, что в течение 7 лет могут возникнуть институты общего президента и федеративного парламента, а также единая конституция и восточноафриканский военный контингент.

Вместе с тем в настоящее время осуществление данных планов в срок (2009–2013 годах) оказалось под вопросом в связи с политическим кризисом 2008 года в Кении.

Другой ключевой сферой взаимодействия с африканскими государствами для Уганды является военно-политическая. После периода значительного ухудшения отношений с соседями в 1980–1990-х годах, когда между Угандой и Кенией происходили пограничные столкновения, Судан и Уганда поддерживали на территории друг друга антиправительственные формирования и регулярно обменивались вторжениями вооружённых сил, преследовавших повстанцев и разрушавших их базы во владениях соседей, а армия Уганды действовала в восточных районах Демократической Республики Конго, ситуация стала улучшаться.

Многими исследователями отмечается, что кризис 1997–2003 годов в районе Великих озёр, когда Руанда и Уганда сначала помогли конголезской оппозиции во главе с Л. Кабилой свергнуть президента Заира (с 1997 года — Демократическая Республика Конго) Мобуту, а затем попытались свергнуть самого Кабилу, параллельно зачищая территорию ДРК от враждебных официальным Кампале и Кигали сил и расхищая богатства востока страны, способствовал падению регионального влияния Франции и усилению позиций США.

Французские власти, долгое время поддерживавшие Мобуту, после геноцида 1994 года в Руанде не решились открыто встать на его сторону, тогда как США оказывали военную поддержку властям Уганды и Руанды. Кроме того, антифранцузски настроенный президент Руанды Поль Кагаме, пришедший к власти в 1994 году, добился успеха при поддержке угандийского президента Мусевени, с которым раньше служил в вооружённых подразделениях угандийской оппозиции.

Вторая гражданская война в Конго с точки зрения международных отношений завершилась практически как игра с нулевой суммой: Руанда и Уганда, не сумев свергнуть новое правительство в Киншасе, осознали, что оккупация восточных районов ДРК не может длиться вечно, поскольку таковая всё больше раздражала западных спонсоров (особенно тем, что боевые действия велись Руандой и Угандой во многом на средства, составлявшие зарубежную финансовую помощь), а доходы от эксплуатации природных ресурсов региона в значительной степени уходили на покрытие затрат, связанных с пребыванием контингентов за рубежом. Как следствие, участники конфликта были вынуждены постараться начать отношения с «чистого листа», хотя решение этой задачи связано со значительным числом проблем.

Уганда договорилась с ДРК о проведении на конголезской территории ограниченных военных операций против Господней армии сопротивления (ГАС).

Двусторонние отношения осложнены и вопросом компенсаций ДРК за урон, причинённый угандийскими войсками населению и экономике восточных регионов страны. Международный суд ООН в своём решении указал вину и Уганды, и ДРК, и необходимость компенсационных платежей, однако оставил окончательное урегулирование всех практических вопросов в компетенции двух стран. Учитывая отсутствие у ДРК реальных рычагов воздействия на власти Уганды, выплата заявленной суммы в 10 миллиардов долларов зависит почти исключительно от доброй воли угандийской стороны.

Ключевыми сюжетами при взаимодействии с Западом являются политическая поддержка экономических связей, обслуживание и списание долга, борьба со СПИДом (у США и европейских стран, спонсирующих эту борьбу в Уганде, существуют разные взгляды относительно способов снижения риска) и прочая социальная проблематика, нарушение прав человека.

Так, в 2005 году министр развития Нидерландов Агнес ван Ардене, признавая заслуги руководства Йовери Мусевени в борьбе с бедностью и обещая добиться более справедливых условий торговли африканских и европейских стран, выступила против стремления президента Уганды изменить конституционные ограничения по президентским срокам и подвергла критике недостаточные усилия по преодолению гуманитарной катастрофы, вызванной деятельностью ГАС на севере страны.

В том же году Великобритания отказалась предоставить Уганде помощь на сумму 10 миллионов фунтов стерлингов (10 % от запланированного объёма помощи в 2005 году), мотивировав это тем, что предпринимаемые для перехода к многопартийности усилия являются недостаточными. В ответ Мусевени принял решение о некотором повышении налогов для того, чтобы уменьшить зависимость от иностранных доноров, хотя эта мера в большей степени носит пропагандистский характер. Уганда работает над постепенным снижением доли донорской помощи в покрытии бюджетных расходов (в 2008 году составила уже менее 40 %).

В 2005 году «большая восьмёрка» приняла решение о списании долгов развивающихся стран (включая Уганду) Всемирному банку, МВФ, Африканскому фонду развития.

В 2008 году страны ВАС подписали с ЕС предварительное соглашение об экономическом партнёрстве. Дальнейшие переговоры должны дополнительно определить систему мер, которая позволит минимизировать ущерб для наиболее уязвимых отраслей восточноафриканских экономик (в первую очередь, сельского хозяйства) в условиях постепенной двусторонней либерализации рынков.

В условиях, когда западные спонсоры стали жёстко увязывать предоставление экономической помощи с поддержанием демократических стандартов, все более привлекательным для Уганды становится сотрудничество с КНР, активно инвестирующей в экономику африканских стран и не вмешивающейся в их внутриполитические дела.

В последнее время наблюдается тенденция к оживлению сотрудничества с историческими партнёрами Уганды — Израилем, Ливией и КНДР, традиционно проявлявшими наибольший интерес к военной сфере.

Отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1962 году) носят стабильный характер, постепенно наращивается двусторонний товарооборот.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Антарктический дневник / Автор книги — комсомолец, участник 5 антарктической экспедиции, описывает работу советских исследователей в Мирном, Лазареве, на острове Дригальского.Антарктический дневник
Автор книги — комсомолец, участник 5 антарктической экспедиции, описывает работу ...
Рыбы реки Колымы / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1966 года (издательство «Наука»).Рыбы реки Колымы
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1966 года ...
Некоторые данные о фауне верхне-юрских отложений Кубанской области / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «НКТП»).Некоторые данные о фауне верхне-юрских отложений Кубанской области
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...