Уганда / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Уганды может быть оценено как среднее, что подтверждается следующими аргументами.
Политическая система страны предрасположена к силовому разрешению кризисных ситуаций. С севера страны вытеснены формирования ГАС.
Ярко выраженной проблемы сецессионистских движений в настоящее время нет. Вместе с тем сохраняется конфликтный потенциал в отношениях между центральным правительством и крупнейшим этносом страны — биганда, представители которого (как и других этнических групп) испытывают определённое недовольство в связи с избыточным присутствием баньянколе (этническая группа президента Мусевени) на руководящих постах (включая армейские).
В 2008 году полиция, ссылаясь на соображения безопасности, не допустила визита кабаки традиционного королевства Буганда в округ, территория которого ещё в колониальные времена была отторгнута у Буньоро. В настоящее время Буньоро претендует на передачу ему этой и ряда других «утраченных территорий», причём в указанном случае население округа также выступало за подобный трансферт территории.
Политический кризис 2008 года в Кении, когда представители оппозиции, представленной преимущественно нилотскими этническими группами (луо, календжин), добились значительного представительства на различных уровнях власти, вызвал всплеск энтузиазма и у нилотских этносов в других странах. Стала обсуждаться идея создания объединения нилотских народностей Уганды, Кении, Судана, Танзании и Эфиопии, хотя в настоящее время объективных предпосылок для этого не существует.
Неурегулированной продолжает оставаться граница с ДРК на озере Альберт. Наличие в спорном регионе запасов нефти повышает напряжённость между Угандой и ДРК — так, в 2007 году на озере имели место вооружённые инциденты.
В настоящее время обе страны не заинтересованы в крупном конфликте, способном привести их к внутриполитическим осложнениям (в случае Уганды дорогостоящие боевые действия способны подорвать экономику, стремящуюся сбросить бремя последнего вооружённого конфликта — с ГАС, а также привести к усилению на этом фоне оппозиции; ДРК рискует отвлечь ресурсы от послевоенного восстановления хозяйства), и главы государств озвучили намерение совместно осваивать месторождения озера. Вместе с тем острые моменты не исключены и в будущем, пока спорный район не будет окончательно делимитирован (видимо, с привлечением экспертизы ООН, международных посредников, а также бельгийских специалистов).
В 2008 году представители Уганды (включая полицейских) заняли один из трёх островов Мигинго на озере Виктория, удобный для рыболовства, и перестали допускать на его территорию граждан Кении, традиционно считающих все острова своими (ранее кенийские рыбаки отказались платить угандийским властям за пользование территорией острова) . Как и в случае с ДРК, возникший кризис был переведён в переговорное поле, однако, по состоянию на конец 2008 года, разрешения не получил.
В политическом дискурсе современной Уганды терроризм в его европейской и американской трактовке самостоятельного значения не имеет. Действия, часто квалифицируемые западными исследователями и СМИ как террористические акты, на самом деле являются одной из составляющих тактики антиправительственных групп и должны оцениваться скорее как диверсии. Шокирующий эффект одномоментной гибели даже значительного числа людей (в результате этнической чистки, взрыва и пр.) сильно девальвируется в контексте рутинизации насилия в угандийском обществе (в первую очередь, на севере страны) и присутствия там острых социальных проблем, повышающих индифферентность к чужому горю.
На основании экспертных оценок уровень коррупции в Уганде может быть охарактеризован как очень высокий.
В отчёте Transparency International за 2007 год Уганда занимает 111-е место из 179 по индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index) с показателем 2,8.
Исследованием «Глобальный барометр коррупции» (Global Corruption Barometer), оценивающим степень коррупции в отдельных сферах общественной жизни, Уганда охвачена не была.
В настоящее время коррупция представляет собой значительную проблему для дальнейшего развития страны, в том числе индустриального, поскольку от решений коррумпированных чиновников зависит распределение многих ресурсов, проведение тендеров, в том числе с иностранным участием, и личные интересы часто противоречат задачам государственной политики. Специфика борьбы с коррупцией в настоящее время такова, что нечастые процессы против отдельных коррупционеров носят скорее показательный характер, а не систематической кампании по искоренении: взяточничества.
Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности Уганды, поскольку, согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 3,2 %.
По мнению властей Уганды, страна не сталкивается с проблемой избыточной иммиграции или эмиграции. Вместе с тем значительной нагрузкой на экономику и общество западных районов являлся приток беженцев из ДРК в 2008 году. По некоторым данным, число конголезских беженцев по состоянию на ноябрь 2008 года может превышать 12 тысяч человек.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Уганде в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Уганда в древности и Средневековье
- Уганда в XIX веке
- Уганда в первой половине XX века
- Переход к независимости
- Диктатура Иди Амина и возвращение Оботе
- Уганда при Йовери Мусевени
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1963–2014 годах
- Главы правительства в 1962–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 18 февраля 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Уганды в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Уганды, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Уганды в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...
Монография Р. Джонстона, известного английского географа, посвящена анализу ...