Уганда / Религия и государство, роль религии в политике

Согласно конституции, введение официальной религии недопустимо (ст. 7).

33 % населения исповедуют протестантизм (преимущественно в форме англиканства), 33 % — католицизм, 13 % — ислам суннитского толка. Приверженцами традиционных верований являются 18 % жителей.

Религиозные организации (преимущественно христианские) в основном занимаются благотворительностью, участвуют в развитии образовательной и медицинской инфраструктуры и пользуются значительным авторитетом среди населения, однако не проявляют заметной политической активности, кроме попыток привлечения дополнительного внимания к гуманитарным проблемам.

В 1990-х годах многие мусульмане участвовали в антиправительственной повстанческой деятельности при поддержке Судана. В частности, Объединённые демократические силы, начальником штаба которых в 1998 году стал сын Иди Амина — Табан Амин, боролись за возвращение к власти Иди Амина, пытавшегося исламизировать Уганду. Приверженность самого Иди Амина исламу представляется весьма спорной, поскольку, по некоторым данным, он активно прибегал к помощи традиционных колдунов и руководствовался их советами при определении своего политического курса (в частности, принимая решение об изгнании индийской диаспоры).

В настоящее время проявления недовольства мусульман носят преимущественно локальный характер и практически не связаны с насилием. Так, в марте 2005 года мусульмане Уганды говорили о готовности силой защищать свои интересы, узнав, что один из законопроектов находится в противоречии с мусульманской традицией, однако в итоге все закончилось мирно.

В 2008 году ливийский лидер Муамар Каддафи присутствовал на открытии в Кампале мечети, названной в его честь и построенной при его финансовой поддержке. Это сооружение начало строиться ещё в правление Иди Амина, мечтавшего о создании крупнейшей мечети в Африке. В том же году муфтий шейх Рамадан Мубадже заявил, что в правление Мусевени добились наибольшего социального прогресса в Уганде.

Исторически влияние фактора «исламской угрозы» на внешнеполитический курс президента Мусевени было значительным, хотя и не всегда заметным. Став одним из важнейших союзников США в регионе, он поддерживал южно-суданских сепаратистов (христиан и приверженцев традиционных африканских верований) во главе со своим другом Джоном Гарангом в борьбе против фундаменталистского исламского руководства Судана, которое обвинялось Соединёнными Штатами в поддержке международного терроризма. По некоторым данным, в 1999 году «Аль-Каида» планировала покушение на Мусевени в Кампале.

Решение угандийского руководства об отправке в 2007 году миротворческого контингента в Сомали также могло быть продиктовано отчасти стремлением развернуть превентивную оборону против сомалийских исламистов, лишивших переходное правительство контроля почти над всей территорией страны.

Появление в Сомали контингента из Уганды вызвало недовольство местных исламских кругов, посчитавших, что отныне Уганда выступает на стороне их заклятых врагов — Эфиопии, оккупировавшей Сомали на стыке 2006 и 2007 годов под предлогом борьбы с фундаменталистской угрозой, и США. Вместе с тем никаких действий в ответ на отправку войск со стороны мусульман в самой Уганде не было зафиксировано. В настоящее время только военные из Уганды и Бурунди осуществляют миротворческую деятельность под эгидой Африканского союза в Сомали.

В Уганде действует Межрелигиозный совет, призванный разрешать конфессиональные противоречия мирным путём.

Демократическая партия и Угандийский национальный конгресс продолжают опираться на свой традиционный электорат (католическое население и протестанты помимо баганда).

Несмотря на то что общественно-политические процессы новой и новейшей истории Уганды способствовали определённой десакрализации фигуры кабаки в среде народности баганда, политический авторитет традиционного правителя в настоящее время отчасти подпитывается и сохраняющимися рудиментами прежнего религиозного культа, обожествлявшего кабаку.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Курс — Север / В первой части книги рассказано, когда и в какой стране появились компас, секстант, астролябия, градшток, морские карты, лоции. Отдельная глава посвящена первому в России морскому учебному заведению — Навигацкой школе, основанной Петром I. Во второй части книги — очерки о поморских плаваниях в XII–XКурс — Север
В первой части книги рассказано, когда и в какой стране появились компас, секстант ...
Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Москва»).Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Арктические путешествия россиян / В книге воссоздаётся картина отечественных исследований на севере России с начала до 60-х годов прошлого века. Автор показывает становление и развитие научных представлений о Северном Ледовитом океане, по-новому освещает важнейшие историко-географические вопросы: о северном проходе между АтлантическАрктические путешествия россиян
В книге воссоздаётся картина отечественных исследований на севере России с ...