Соединённые Штаты Америки / Особенности законодательной власти

Законодательная власть в США представлена двухпалатным парламентом — Конгрессом, состоящим из Сената и Палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооружённых сил и выделение средств на их содержание.

Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. Поэтому первоначально сенаторов избирали законодатели штатов. Согласно 17-й поправке, ратифицированной в 1913 году, сенаторов стали выбирать прямым голосованием избиратели штата. В соответствии с конституцией от каждого штата избираются два сенатора сроком на шесть лет. Для сохранения преемственности власти сроки полномочий сенаторов смещены во времени таким образом, что в каждый год выборов становится вакантной только треть мест. По конституции, сенатором может стать любой человек старше 30 лет, являющийся гражданином США не менее 9 лет и ко времени выборов проживающий в штате, от которого он избирается.

Председателем Сената является вице-президент США. Сенат избирает из своего состава временного председателя, который ведёт заседания в отсутствие вице-президента. Но фактическими руководителями Сената являются лидер сенатского большинства и лидер сенатского меньшинства, избираемые на совещаниях (кокусах) фракций представленных в Сенате крупнейших политических партий.

Как верхняя палата, Сенат обладает особыми полномочиями, например, он может одобрять или отклонять президентские назначения на высшие государственные посты, ратифицировать или отклонять международные договоры и рассматривать дела должностных лиц, подвергнутых импичменту Палатой представителей.

Нижняя палата Конгресса — Палата представителей — состоит из 435 членов (в её работе также участвуют ещё 6 представителей, но без права голоса, являющиеся делегатами от округа Колумбия, Американских Виргинских островов, остров Гуам, Восточного Самоа, Содружества Северных Марианских островов, а также постоянный представитель Содружества Пуэрто-Рико), представляющих все население страны. Выборы представителя проводятся через процедуру всеобщего голосования по одномандатным избирательным округам с приблизительно равной численностью населения в пределах своего штата. При этом каждый штат имеет не менее одного представителя. Так как представительство от каждого штата пропорционально численности его населения, конституция обязывает каждые десять лет проводить национальную перепись населения. Демографические изменения приводят к перераспределению представительства штатов в Конгрессе.

Как представительный орган народа, палата имеет исключительное право вносить на рассмотрение Конгресса законопроекты о налогах. Но на практике это право имеет ограниченный характер, поскольку любой законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных чиновников, а также полномочна избирать президента страны, если ни один кандидат не получит большинства голосов выборщиков.

Члены Палаты представителей избираются на двухгодичный срок. Кандидат должен быть старше 25 лет, не менее 7 лет быть гражданином США и ко времени выборов проживать на территории штата, от которого он избирается.

Члены палаты избирают спикера, председательствующего на её заседаниях. Другими руководителями палаты являются лидеры партийных фракций.

Основную работу в Конгрессе по подготовке законопроектов выполняют различные комитеты. Каждый из 20 постоянных комитетов в Сенате и 20 постоянных комитетов в Палате представителей ведает конкретной областью, например, иностранными делами, обороной, сельским хозяйством, банками и финансами.

Председателем комитета, как правило, становится член фракции большинства, дольше всех проработавший в данном комитете.

Помимо постоянных комитетов в каждой палате Конгресса существуют и специальные комитеты. Комитеты, в которые входят члены обеих палат, называются объединёнными комитетами. Для выработки компромиссных вариантов законопроектов назначаются согласительные комитеты.

Любой законопроект, за исключением финансового, может быть инициирован в любой из палат. Представленный на рассмотрение палаты законопроект направляется в соответствующий комитет и после его одобрения выносится на обсуждение всей палаты. Если палата одобрит законопроект, его направляют в другую палату, где рассмотрение начинается также с комитета. Каждая палата имеет право вносить поправки в законопроект. Разногласия между Сенатом и Палатой представителей снимаются в согласительном комитете, а затем согласованный вариант вновь выносится на обсуждение обеих палат. Принятый ими законопроект поступает на подпись к президенту, который может подписать его, наложить на него вето или оставить без рассмотрения. В первом случае законопроект обретает силу закона; во втором — становится законом, если обе палаты преодолеют президентское вето большинством в 2/3 голосов; в третьем случае закон обретает силу по прошествии десяти дней и без президентской подписи. Если Конгресс до истечения десяти дней объявит перерыв в работе, то законопроект не становится законом; такое косвенное вето называют карманным.

В настоящее время важнейшие законодательные предложения инициируются исполнительной властью и направляются в Конгресс через президента. Конгресс делегировал также и значительную часть своих законодательных полномочий. Президент и правительственные ведомства, как правило, прописывают многие детали законов, принятых Конгрессом.

Конгресс преимущественно занимается законотворческой деятельностью, но и сенатор, и конгрессмен тратят немало времени на работу со своими избирателями, включая рассмотрение их жалоб на чиновников.

Наконец, важной стороной деятельности Конгресса является проведение специальных слушаний и расследований, посредством которых он привлекает внимание общественности к актуальным социально-политическим проблемам.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...
К востоку от Берингова пролива / Известный полярный исследователь, побывавший на Аляске рассказывает о её суровой природе, особенностях животного мира об организованной в штате системе охраняемых территорий. В книге есть и отступления в историю, и рассказы об аляскинских эскимосах чья самобытная культура разрушается под напором обрК востоку от Берингова пролива
Известный полярный исследователь, побывавший на Аляске рассказывает о её суровой ...
Большой Каспий. Строение и история развития / Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на всех побережьях Каспийского моря и представляет один из первых опытов комплексного изучения всей истории Большого Каспия (БК): его водоёмов, фациальной и палеогеографической обстановки, состава и развития фауны на пБольшой Каспий. Строение и история развития
Монография написана по материалам длительных (1960–2012 годы) исследований автора на ...