Соединённые Штаты Америки / США в годы Первой мировой войны
Когда в Европе вспыхнули гигантские по своим масштабам боевые действия, правительство США немедленно объявило о своём нейтралитете и сохраняло этот статус вплоть до апреля 1917 года. Подобная ситуация объяснялась несколькими факторами. К их числу следует отнести глубоко укоренившуюся в сознании рядовых американцев и элиты изоляционистскую традицию, согласно которой США должны избегать прямого вовлечения в европейские конфликты. В пользу сохранения нейтралитета действовала и относительная слабость военной составляющей американской мощи. Их вооружённые силы, особенно сухопутная армия, явно уступали всем великим державам.
Но главное — нейтралитет был чрезвычайно выгоден США. Огромные военные поставки в Европу позволили США превратиться к концу войны во всемирного кредитора, принесли американским корпорациям гигантские прибыли, помогли решить или по крайней мере значительно смягчить остроту многих социальных проблем. В то время как война истощила их основных конкурентов на международной арене, США, не участвуя пока в войне, неуклонно укрепляли свои позиции в качестве одной из ведущих мировых держав.
К концу 1916 года отношение американского руководства к тому, что происходило в Европе, стало меняться. Победив в ноябре 1916 года во второй раз на президентских выборах под лозунгом «Удержать Америку вне войны», В. Вильсон стал склоняться к тому, что победа Германии в этой войне не будет соответствовать государственным интересам США. Используя все возможные средства, Вильсон начал готовить общественное мнение к тому, что крайне агрессивное поведение Германии, её пренебрежение правами нейтральных государств вынуждают США искать адекватные меры для защиты своих интересов. После того как в феврале 1917 года в России была свергнута монархия, американскому руководству стало ясно, что положение Антанты серьёзно осложнилось, и если Америка заинтересована в успехе этого блока, ей следует перейти к оказанию прямой помощи Антанте. Переход Германии к неограниченной подводной войне, при которой гражданские торговые суда могли быть потоплены без предупреждения, предоставил Вильсону хорошую возможность мотивировать причины вступления США в войну: их вынудило к этому поведение Германии, попирающей законы цивилизованного мира, и именно ради их защиты и будет бороться Америка.
США вступили в войну в апреле 1917 года. Однако, прежде чем американские войска перешли к непосредственным боевым действиям (это произошло лишь весной 1918 года), администрации Вильсона предстояло решить целый комплекс непростых проблем. Первый блок вопросов был связан с осуществлением мобилизационных мероприятий. Второй касался мер, необходимых для обеспечения бесперебойной работы экономики в чрезвычайных условиях военного времени. Очень быстро властям США стало очевидно, что без жёсткого регулирования различных аспектов экономической жизни невозможно обеспечить стабильное снабжение вооружённых сил США всем необходимым и не вызвать обострение социальных проблем. Федеральные власти взяли на себя регулирование рынков продовольствия, сырья и топлива, а также трудовых отношений. Впервые вопрос о роли федерального правительства в сфере социально-экономических отношений был поставлен с такой остротой и по существу. С тех пор этот сюжет постоянно находится в эпицентре партийно-политической борьбы, причём демократы, как правило, выступают сторонниками более активной роли федеральных властей в этой области, а республиканцы ратуют за её ограничение.
Вступление США в войну, несомненно, улучшило перспективы Антанты на победу, по крайней мере в Вашингтоне в этом не сомневались, как были убеждены и в том, что Америка призвана сыграть главную роль в послевоенном урегулировании. В январе 1918 года Вильсон выступил с публичным изложением американских планов послевоенного устройства мира. Эта программа вошла в историю под названием «14 пунктов Вильсона». Центральное место в ней занимало предложение о создании Лиги Наций — универсальной международной организации, призванной обеспечивать стабильное и устойчивое развитие послевоенной системы международных отношений. Естественно, подразумевалось, что ключевую роль в ней будут играть США.
Первая мировая война завершилась в ноябре 1918 года разгромом Германии и её союзников. Теперь державам-победительницам предстояло определить параметры послевоенного мира. Решались эти вопросы в ходе острейшей борьбы на открывшейся в январе 1919 года. Парижской мирной конференции. Для США её итоги имели противоречивый характер. Хотя на конференции американская делегация сумела воспрепятствовать реализации планов Великобритании и Франции в полном объёме и добилась одобрения некоторых положений программы Вильсона (прежде всего была создана Лига Наций), осуществить свои масштабные замыслы полностью президент не смог. Неоднозначность итогов Парижской мирной конференции для США предопределила на редкость напряжённый характер борьбы в Конгрессе по вопросу о ратификации подписанных мирных договоров.
← Назад | США в годы Первой мировой войны | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Гумбольдт Александр (1769–1859 годы) — немецкий путешественник, естествоиспытатель, ...
Путевые записки по России, в двадцати губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, ...