Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки являются активным участником международной жизни, в том числе посредством международных организаций. США стремятся использовать и используют международные организации в качестве инструментов распространения своего влияния, но, сталкиваясь с активным противодействием, во многих случаях не чувствуют себя связанными позициями остальных членов международного сообщества. Со времени окончания холодной войны США используют следующую модель международного поведения: отдавая предпочтение многосторонним действиям, в случае необходимости США оставляют за собой право действовать в одностороннем порядке, создавая видимость широкого международного консенсуса за счёт использования временных союзов и коалиций (ad-hoc coalitions) вместо устоявшихся международных организаций. Наиболее наглядным примером применения подобной модели стала война в Ираке (2003 год), когда США оказались не способны не только получить санкцию Совета Безопасности ООН на проведение военной операции, но и не получили поддержки многих своих союзников по НАТО.

США стояли у истоков создания ООН, являются постоянным членом Совета Безопасности, а также членом специализированных учреждений ООН, таких как МВФ, МБРР, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ВОИС, ИКАО, ВМО, ВПС, ФАО и др. США принимают участие и в таких организациях как: Азиатский банк развития (нерегиональный член), Африканский банк развития (нерегиональный член), ЕБРР, ОБСЕ и др.

Главным инструментом военно-политического влияния США является НАТО. Региональный по форме, по сути этот блок (благодаря усилиям США) вышел за пределы так называемого Евро-Атлантического региона как в плане выстраивания партнёрских отношений (развитие таких программ, как «Партнёрство во имя мира», «Совет Евро-Атлантического партнёрства», «Средиземноморский диалог»), так и в расширении зоны своей ответственности (вплоть до Афганистана). Отношения США со своими союзниками по НАТО отличаются неоднозначностью. Наибольшую поддержку США получают со стороны Великобритании и так называемых стран «новой Европы» (в первую очередь — Польши, Эстонии, Литвы, Латвии), в то время как Франция и Германия стремятся к проведению более независимого курса. Наиболее ярко размежевание внутри НАТО по вопросу о поддержке США проявилось в ходе подготовки к войне в Ираке в 2002–2003 годах. Тесные партнёрские отношения США с ЕС в значительной степени связаны пересечением членства многих стран в ЕС и НАТО.

Традиционно значительной является активность США в Западном полушарии. США играют ведущую роль в ОАГ, занимающейся вопросами политического, экономического и гуманитарного сотрудничества в Западном полушарии. После того как заключённый по инициативе США, параллельно с созданием ОАГ, Межамериканский договор о взаимной помощи («пакт Рио») фактически перестал действовать, ОАГ также занимается вопросами обеспечения региональной (межамериканской) безопасности. Важнейшим направлением латиноамериканской политики США, продвигаемым в том числе и через ОАГ, является развитие экономической интеграции в Западном полушарии. США играют ведущую роль в двух субрегиональных интеграционных объединениях — Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) и Центрально-американской зоне свободной торговли (ДР-ЦАФТА), а также имеет двусторонние соглашения о свободной торговле с Чили и Перу.

Важнейшим направлением внешнеполитической активности США является Азиатско-Тихоокеанский регион, где США активно участвуют в экономическом и военно-политическом сотрудничестве как на двусторонней, так и на многосторонней основе. США входят в АТЭС и принимают участие в работе регионального форума АСЕАН, связаны военно-политическими соглашениями с Австралией (АНЗЮС), Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Таиландом. Важнейшими экономическими партнёрами США в регионе являются КНР, Япония, Южная Корея, Тайвань. Одним из приоритетных направлений не только в политике США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в американской внешней политике в целом являются отношения с Китаем.

Магистральным направлением является тесное экономическое сотрудничество (Китай является одним из основных торговых партнёров США) и конструктивный политический диалог (в том числе по вопросу северокорейской ядерной программы), однако существуют и «болевые точки», такие как проблема Тайваня.

Внешние конфликты, в которые вовлечены США, можно сгруппировать в несколько блоков. Во-первых, это так называемые антитеррористические операции в рамках войны с терроризмом: операция в Афганистане 2001 году и операция в Ираке 2003 года. Несмотря на успешное завершение военных действий и свержение существовавших в этих странах режимов (согласно американским обвинениям, поддерживающих международный терроризм) — талибов в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке, — окончательное мирное урегулирование до сих пор не достигнуто. США при поддержке своих союзников вынуждены сохранять значительное военное присутствие в этих странах для поддержки проамериканских режимов (по данным министерства обороны США на весну 2008 года, 195 тысяч солдат были задействованы в иракской операции; в 2011 году операция в Ираке была завершена и американские войска вернулись домой, и 31,1 тысяча — в операции в Афганистане, включая войска, находящиеся за пределами этих стран). Вооружённые силы США (наравне с представителями правительственных сил и мирными жителями) в обоих государствах являются постоянными объектами атак со стороны повстанческих сил. Общие потери США в Ираке (в 2003–2011 годах) составили более 4 тысяч человек, в Афганистане (с 2001 года) — более 450 человек. Война в Ираке была острым источником поляризации американского общества по вопросу о необходимости сохранения военного присутствия в этой стране.

Вторая группа конфликтов связана с невоенным противостоянием США с государствами так называемой «оси зла» (иначе — государства-«изгои») — Ираном, КНДР, Сирией. Все указанные конфликты являются явными, однако в связи с отсутствием вооружённых столкновений им присвоен низкий уровень интенсивности. Наиболее острыми являются противоречия США с Ираном и Северной Кореей в связи с их ядерными программами. Власти Сирии обвиняются в разработке ОМУ, дестабилизации ситуации в регионе и вмешательстве в дела соседнего Ливана.

В третью группу конфликтов (явные, с низкой степенью интенсивности) вовлечены страны Латинской Америки. В первую очередь Куба, также причисляемая к «оси зла», и Венесуэла. Противоречия США с этими странами имеют идеологический характер. Наиболее длительную историю имеет американо-кубинский конфликт, начавшийся с победы кубинской революции и приходом к власти Фиделя Кастро (1959 год). До сих пор по отношению к Кубе США проводят жёсткую политику экономического эмбарго. Конфликт с Венесуэлой, продолжающийся с 2001 года, обусловлен антиамериканской политикой президента этой страны Уго Чавеса, его открытой поддержкой недружественных США режимов (в первую очередь на Кубе и в Иране), а также стремлением создать единый антиамериканский фронт в Латинской Америке (так называемый «красный пояс», иначе — «ось добра»).

Иной характер имеют противоречия США с Мексикой. Главной точкой преткновения является нелегальная иммиграция через американо-мексиканскую границу. Обеспокоенность мексиканской стороны вызвал обнародованный в 2006 году в США проект, предусматривающий строительство вдоль границы стены протяжённостью 1 125 км.

Особое место во внешней политике США занимают отношения с Россией. Отношения между Россией и США являются важным фактором международной стабильности, что находит отражение в высокой интенсивности контактов на высшем уровне. С 2001 года по май 2008 года президенты России и США встречались 24 раза (как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов). В апреле 2008 года в Сочи была принята «Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений», в которой был отражён комплексный характер взаимодействия между Россией и США по основным направлениям. В документе отмечались как основные успехи российско-американского сотрудничества — достижения в сфере обеспечения международной безопасности, нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, в том числе ядерным, мирного использования атомной энергии, развития торгово-экономического и энергетического партнёрства, — так и серьёзные разногласия между Россией и США по таким проблемам, как ПРО, ДОВСЕ, расширение НАТО, вывод ударных средств в космос.

Сотрудничество России и США осуществляется на международных площадках, прежде всего в рамках ООН и «Большой восьмёрки», а также в двустороннем формате. Ведущие региональные вопросы российско-американского взаимодействия касаются поддержания международных усилий по восстановлению Ирака и Афганистана, содействия ближневосточному урегулированию, а также продолжения шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Развиваются, хотя и не без проблем, российско-американские торгово-экономические отношения. Отношения России и США в этой сфере регламентируются соответствующими межправительственными соглашениями, такими как: «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» (1 июня 1990 года; вступило в действие применительно к России в 1992 году); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии» (17 июня 1992 года); «Соглашение относительно использования высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия» (17 февраля 1993 года); «Соглашение о воздушном сообщении» (14 января 1994 года, с изменениями и дополнениями от 5 апреля 1999 года); «Соглашение по морскому транспорту» (20 июня 2001 года); «Соглашение об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США» (3 апреля 1996 года); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве» (16 декабря 1993 года, продлено на 10 лет 15 декабря 2005 год); «Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» (6 мая 2008 года); а также ряд соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

США являются важным торговым партнёром России, в то время как доля России в товарообороте США остаётся незначительной. Общий объем товарооборота между Россией и США в 2007 году составил 26 679 миллионов долларов. По экспорту товаров Россия занимает 30-е место в списке торговых партнёров США (7 365 миллионов долларов; 0,64 %), по экспорту — 20-е место (19 314 миллионов долларов; 0,97 %). Торговый баланс складывается в пользу России — в 2007 году сальдо (положительное для России и отрицательное для США) составило 11 949 миллионов долларов. Основу российского экспорта в США составляют нефть и нефтепродукты (57 % экспорта), металлы и металлопродукция (15 %), товары химической промышленности (9,4 %). В импорте из США преобладают продукция машиностроения и транспортные средства (59 % импорта), продовольствие (16 %), прежде всего мясо птицы. По объёму накопленных иностранных инвестиций в России США находятся на 6-м месте (3,9 % от общего объёма в 220,6 миллиарда долларов); прямые инвестиции США в Россию составляют 3,6 миллиардов долларов.

Три четверти прямых американских инвестиций в России вложены в производственный сектор, при этом примерно половина американских капиталовложений приходится на топливно-энергетический сектор. Из российского непроизводственного сектора наиболее привлекательными для американских компаний являются банковская и страховая. Со своей стороны, объём российских инвестиций в американскую экономику превысил 10 миллиардов долларов. Ведущими инвесторами являются ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Северсталь», «Евраз Груп», «Интеррос».

Вместе с тем в отношениях между Россией и США существует ряд сложностей и разногласий. Основным источником напряжённости являются планы США по созданию системы ПРО, базирующейся в Европе. Хотя, по утверждениям американской стороны, данный проект не направлен против России, а будет служить противодействию ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана, правительство России рассматривает данный проект как угрозу собственной безопасности и резко выступает против его реализации. Не вызывают одобрения у руководства Российской Федерации планы США по дальнейшему расширению НАТО, не находит понимания и агрессивная, зачастую откровенно антироссийская политика США на постсоветском пространстве.

Подписанный президентами России и США в апреле 2010 года Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений сопровождается Положением о возможности выхода РФ из данного договора, если РФ увидит угрозу своей безопасности по мере развёртывания систем ПРО.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Минералы и горные породы СССР / Познавательный справочник-путеводитель посвящён минералам и горным породам, распространённым на территории нашей страны. Книга предназначена для туристов, краеведов, участников геологических походов, школьников и всех любознательных людей, находящих удовольствие в пользу в общении с миром природы. ВМинералы и горные породы СССР
Познавательный справочник-путеводитель посвящён минералам и горным породам, ...
Фауна Главного девонского поля. Том 1 / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1941 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Фауна Главного девонского поля. Том 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1941 года ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...