Соединённые Штаты Америки / США в межвоенный период
Бурный межвоенный период открылся серией серьёзных поражений правящей Демократической партии. Прежде всего, несмотря на все старания, ей не удалось добиться ратификации Версальского мирного договора. Завершение войны позволило республиканцам поставить вопрос о демонтаже той разветвлённой структуры федеральных органов, которая была создана для регулирования социально-экономических отношений. Полностью она имела право на существование только в чрезвычайной ситуации. Теперь же настало время возвращаться к нормальному порядку вещей. Этот лозунг — «Назад к нормальным временам», ставший центральным в предвыборной кампании республиканцев в 1920 году, — принёс им победу и позволил вернуть контроль над Белым домом и Конгрессом. Он подразумевал проведение политики, основанной на принципах невмешательства государства в экономику, создание условий наибольшего благоприятствования для большого бизнеса. Во внешней политике республиканцы ратовали в пользу возвращения к изоляционистским постулатам, а также за отказ от обязательств, которые могли бы ограничить «свободу рук» в международных делах.
Республиканцы оставались у власти на протяжении всех 1920-х годов. В американской историографии это десятилетие традиционно называют периодом «просперити» (процветания). Действительно, в эти годы США переживали бурный экономический подъем. Его результаты были впечатляющими. К концу десятилетия доля США в мировом промышленном производстве составляла 48 %. Их лидерство в системе мирового хозяйства было неоспоримым. Однако бесспорный прогресс США отнюдь не означал, что у американской экономики не было уязвимых сторон. Процветание практически не затронуло аграрный сектор, платёжеспособный спрос населения по-прежнему отставал от роста производства, что потенциально создавало основу для возникновения очередного кризиса перепроизводства. Наконец, серьёзной слабостью той экономической модели, которая сложилась в США в 1920-е годы, являлась разросшаяся и практически неконтролируемая сфера финансовых спекуляций.
Однако тогда политические лидеры не обращали внимания на эти угрозы. Им казалось, что возможности американской экономики безграничны и её поступательное развитие будет продолжаться и дальше. Тем неожиданнее и тяжелее оказались последствия краха Нью-Йоркской фондовой биржи в октябре 1929 года. Последовавшая за этим цепная реакция вызвала экономический кризис, равного которому не было не только в истории США, но и западной цивилизации в целом. Кризис до основания потряс американское общество и продемонстрировал полное банкротство философии «твёрдого индивидуализма», на которой базировалась политика большинства прежних администраций.
Перед политической элитой США остро встал вопрос о поисках путей выхода из той тяжелейшей ситуации, в которой оказалась страна. В более широком плане речь шла об осуществлении очередной модернизации американского общества. Решение этой судьбоносной задачи выпало на долю Франклина Делано Рузвельта, единственного человека в истории США, четырежды занимавшего президентское кресло. В первый раз он занял Белый дом в результате победы на выборах 1932 года, проходивших в разгар кризиса. Рузвельт добился успеха, обещая избирателям «Новый курс». Жизнь показала, что это не просто предвыборный лозунг, а развёрнутая программа обновления США. Ситуация требовала немедленных действий, и уже в первые 100 дней пребывания у власти Рузвельт провёл целый комплекс реформ, которые можно разделить на три группы.
Были приняты меры по регулированию и укреплению валютно-финансового механизма США, включая отмену золотого стандарта, гарантирование государством депозитов до 5 тысяч долларов, рефинансирование задолженности, меры по оздоровлению банковской системы. В 1934 году была проведена девальвация доллара и создана Комиссия по торговле акциями.
Вторая группа мероприятий была связана с попыткой разрешить кризисную ситуацию в аграрном секторе. Центральное место здесь занимал Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 года. В соответствии с ним создавался сложный государственный механизм, в распоряжении которого находился специальный денежный фонд. Из него фермеры получали премиальные выплаты за сокращение производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Центральное место в законодательстве этого периода занимал Закон о восстановлении промышленности. В нем были зафиксированы нормы, позволявшие государству регулировать условия производства в основных отраслях промышленности, а также трудовые отношения, где государство прямо брало на себя роль арбитра в трудовых конфликтах. Наконец, в этом законе предусматривались реальные меры по оказанию масштабной помощи безработным.
На первых порах эти экстраординарные по американским понятиям меры были восприняты как данность. Однако, как только острота кризиса начала спадать, Рузвельт стал подвергаться жёсткой критике и с правого, и с левого флангов (в одном случае — за сползание к социализму, в другом — за недостаточно последовательный антимонополистический курс). В стране усиливались позиции сторонников независимых политических действий.
В этой ситуации Рузвельт пошёл на смелый политический шаг: в целях укрепления электоральной базы Демократической партии он решился на серьёзный сдвиг влево в политике правящей партии. В 1935 году по инициативе президента были приняты такие важные законы, как Национальный акт о трудовых отношениях, Закон о социальном страховании, были значительно увеличены ассигнования на общественные работы, возросла помощь низкодоходным группам сельского населения, повышена налоговая ставка для лиц с высокими доходами, введены ограничения на деятельность холдинг-компаний в сфере коммунального обслуживания.
Эти шаги принесли свои плоды. Они позволили демократам прочно интегрировать в свою электоральную базу подавляющую часть американских рабочих, на их сторону перешло большинство чернокожих избирателей и практически вся либеральная интеллигенция. Результаты реформирования программной платформы и политического курса стали очевидны, когда были обнародованы результаты выборов 1936 года. На всех уровнях демократы нанесли сокрушительное поражение своим традиционным соперникам — республиканцам — и стали полностью доминировать в политическом процессе.
В конце 1930-х годов ситуация начала меняться. В Конгрессе сложилась двухпартийная консервативная коалиция, сумевшая затормозить дальнейший ход реформ. Сам президент постепенно пришёл к выводу, что необходимо отказаться от создания новых структур и механизмов управления, уделяя основное внимание отлаживанию уже существующих. Но главное, резко изменилась политическая повестка дня: над миром нависла угроза новой войны и вопросы внешней политики с 1937 года стали занимать все большее место в деятельности президента. Рузвельт, один из самых дальновидных политиков той эпохи, понимал, что США не смогут остаться в стороне от назревавшего конфликта и в их интересах способствовать международным усилиям по обузданию действий держав-агрессоров (Германии и Японии). Проблема заключалась в том, что и в общественном мнении, и в политической элите США преобладали изоляционистские настроения, и не считаться с этим обстоятельством Рузвельт не мог.
Когда 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, США объявили о своём нейтралитете. В новых условиях Рузвельт видел свою задачу в том, чтобы прежде всего максимально укреплять обороноспособность страны. С этой целью он добился резкого увеличения ассигнований на развитие ВМФ, началась подготовка к переводу экономики на военные рельсы, наконец, был принят Закон о всеобщей воинской повинности, позволивший ещё в мирное время начать увеличение численности вооружённых сил. Вторая проблема, которую пытался в эти годы решить Рузвельт, заключалась в том, чтобы, формально сохраняя нейтралитет, обеспечить исполнительной власти максимальную свободу действий на международной арене. Хотя вплоть до декабря 1941 года США сохраняли нейтралитет, их отход от этого статуса и сближение с противниками держав Оси неуклонно набирали обороты.
Особенно отчётливо этот процесс обозначился после разгрома Франции в мае — июне 1940 года и после того, как в ноябре того же года Рузвельт вопреки незыблемой традиции «двух сроков» в третий раз был избран на пост президента США. Кульминации эта тенденция достигла в двух событиях — в марте 1941 года был принят Закон о лендлизе, позволявший правительству США на законных основаниях осуществлять поставки оружия и военных материалов странам, военные усилия которых были важны для безопасности США, и в августе 1941 года, когда Великобритания и США подписали Атлантическую хартию о совместных принципах внешнеполитической деятельности (в сентябре 1941 года этот документ подписал и СССР).
Политические симпатии администрации Рузвельта были очевидны. Это хорошо понимали и в Берлине, и в Токио. Упоённые своими военными успехами, лидеры этих стран пришли к выводу, что настала пора покончить с США. Решающий шаг сделала Япония, которая 7 декабря 1941 года без объявления войны нанесла удар по Перл-Харбору — крупнейшей военно-морской базе США на Тихом океане. Ужас и негодование от потерь, понесённых США в Перл-Харборе в результате вероломного нападения, переломили изоляционистские настроения, и споры о целесообразности участия США в войне прекратились. 11 декабря войну США объявили союзники Японии — Германия и Италия.
← Назад | США в межвоенный период | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Северная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Колониальный период
- Война за независимость и образование США
- Становление американского государства
- Гражданская война и Реконструкция
- США в условиях «раннего постиндустриального общества»
- США в годы Первой мировой войны
- США в межвоенный период
- Участие США во Второй мировой войне
- США в биполярном мире
- США на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1789–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление США (50 штатов и 1 округ)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП США по секторам экономики в 1975–2010 годах
- Доля отраслей в создании добавленной стоимости в 2007 и 2010 годах
- Структура ВВП по расходам в 2007 и 2010 годах
- Экономически активное население, занятость и безработица в США в 1990–2010 годах
- Занятость и доходы населения
- Структура занятости по отраслям в США в 2007 году
- Доходы по группам населения в 2010 году
- Доходы по группам населения: гендерный аспект в 2007 и 2010 годах
- Уровень образования американцев в 2007 и 2010 годах
- Система образования
- Финансовая система
- Основные направления внешнеторговых связей США в 2007 и 2010 годах
- Внешняя торговля
- Внешняя торговля США по типам продукции, миллионов долларов в 2007 и 2010 годах
- Торговый баланс, в миллионах долларов в 2007 и 2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Терроризм и другие угрозы
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...
Цель издания — показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, ...