Соединённые Штаты Америки / Война за независимость и образование США

Взаимоотношения колонистов и метрополии резко обострились после Семилетней войны (1756–1763 годы), в ходе которой Великобритания сумела полностью вытеснить Францию, своего основного конкурента на международной арене, из Северной Америки. Во время войны колонисты активно поддерживали метрополию, рассчитывая, что в случае победы власти метрополии позволят им беспрепятственно заселять огромные земельные массивы, расположенные между Аллеганскими горами и Миссисипи, принадлежавшие до войны Франции. Однако уже в 1763 году Лондон издал указ, запрещавший колонистам переселяться за Аллеганские горы. С этого момента в английских колониях Северной Америки начался рост напряжённости. В 1765 году парламент Великобритании принял так называемый «Акт о гербовом сборе», согласно которому все деловые операции в североамериканских колониях облагались специальным налогом. Все 13 колоний охватила волна протеста, начался вооружённый конфликт между колонистами и силами метрополии. По мере радикализации протестного движения среди его участников росло осознание того, что у всех североамериканских колоний существуют общие интересы, которые необходимо защищать сообща.

Очевидное нежелание британской короны искать компромиссные варианты урегулирования разгоравшегося конфликта толкало колонистов к выводу о неизбежности разрыва с метрополией. 4 июля 1776 года делегаты II Континентального конгресса, заседавшего в Филадельфии, одобрили подготовленную Томасом Джефферсоном «Декларацию независимости». Этот акт знаменовал собой окончательный разрыв колоний с Великобританией.

Однако провозглашение независимости само по себе ещё не гарантировало того, что в Северной Америке утвердится новое государство. Независимость предстояло отстоять с помощью силы. Решающая победа над силами метрополии была одержана в 1781 году под Йорктауном, после чего поражение Великобритании стало неизбежным. Подписанный в 1783 году мирный договор признавал право бывших колоний на независимость.

После подписания «Декларации независимости» 13 колоний, ставших отныне штатами, приняли собственные конституции. Их главной целью было обеспечение тех «неотъемлемых прав», нарушение которых побудило колонии разорвать отношения с Великобританией. Каждая конституция провозглашала некие общие принципы, которыми собиралось руководствоваться правительство штата. Конституции всех штатов предусматривали разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви, введение системы сдержек и противовесов, при которой каждая из ветвей власти ограничивалась и уравновешивалась другими.

Но, провозгласив независимость, колонии остались перед лицом общего врага без какого-либо реального центрального правительства. Поэтому в 1777 году ставшие независимыми штаты выработали «Статьи Конфедерации и Вечного Союза», учредившие первое правительство Соединённых Штатов. Документ, одобренный лишь в 1781 году, ревностно охранял суверенитет штатов и жёстко ограничивал полномочия правительства, которое могло только координировать, но не контролировать действия штатов. Опасаясь восстановления монархии, штаты также отказали президенту в полномочиях, которые позволяли бы ему эффективно руководить правительством.

Ограниченность «Статей Конфедерации» отчётливо проявилась после завершения Войны за независимость, когда на повестку дня вышли вопросы, связанные с необходимостью организации социально-экономической и политической жизни общества.

В середине 1780-х годов в американском обществе возникло влиятельное движение федералистов, которые отстаивали идею создания сильного государства. Именно лидеры федералистов добились в 1787 году созыва в Филадельфии Конституционного конвента, в задачу которого входила разработка конституции, устанавливающей систему государственной власти. В фундамент новой конституции «отцы-основатели» США заложили три принципа — разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Предусматривалось, что конституция вступит в силу при ратификации её, как минимум, 9 штатами из 13. Первоначальный текст Основного закона состоял всего из семи статей. Однако его творцы хорошо понимали, что необходимо предусмотреть возможности для внесения определённых корректировок в основной текст, позволяющих адаптировать его к меняющимся условиям развития страны. Отсюда возникла идея о возможности дополнения Основного закона соответствующими поправками.

Вводить в действие данный механизм потребовалось уже в процессе ратификации конституции, поскольку некоторые штаты обусловливали своё согласие на её одобрение незамедлительным внесением в неё 10 поправок, гарантирующих защиту индивидуальных прав граждан. Этот блок поправок, вошедший в историю под названием «Билль о правах», был внесён на рассмотрение в 1789 году, и только после этого удалось принять конституцию США, окончательно заменившую «Статьи Конфедерации». Её одобрение подвело черту под формированием основ американского государства. В 1789 году на этой базе были проведены первые президентские выборы, по итогам которых главой Соединённых Штатов стал Джордж Вашингтон.


←   Назад  |   Война за независимость и образование США   |   Вперёд   →



 

Почвенная рентгенография / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Почвенная рентгенография
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Русские географические названия / Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется какой-либо город, населённый пункт, река, озеро и тому подобное. Немало легенд о происхождении географических названий передаётся от одного поколения другому. Иногда вокруг них возникают горячие споры. Нередко рассуждают оРусские географические названия
Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...
География как наука и учебный предмет (5-е издание) / Методика географии. Издание пятое. Специфика географии как науки и учебного предмета — её естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство «ТиГеография как наука и учебный предмет (5-е издание)
Методика географии. Издание пятое. Специфика географии как науки и учебного ...