Перу / Перу после обретения независимости
Первые правительства во главе с Сан-Мартином (1821–1822 годы) и Боливаром (1823–1827 годы) провели ряд важных преобразований. Прежде всего они касались положения индейцев, для которых была отменена подушная подать и личные повинности. При правительстве Боливара были проданы государственные и распределены общинные земли. В 1827 году оно было смещено в результате военного переворота, после чего последовала отмена реформ: были восстановлены подати, повинности и рабство африканских рабов, освобождённых ранее за помощь в борьбе с испанцами. В последующий период власть фактически была сосредоточена в руках крупных земле владельцев-латифундистов.
Результатом постоянной борьбы за власть в правящих кругах стала частая смена глав государства. В 1835–1839 годах Перу вошло в состав конфедерации с Боливией, президентом которой стал боливийский маршал Андрес де Санта-Крус, однако это государственное образование оказалось непрочным и быстро распалось.
Рамон Кастилья, занимавший пост президента дважды в 1845–1851 годах и 1854–1862 годах, продолжил курс реформ правительства Боливара: отменил подушную подать и церковную десятину с индейцев, упразднил рабство. В 1856 году была принята новая конституция, существенно ограничившая президентскую власть, но уже в 1860 году Кастилья добился её пересмотра: укрепил власть главы государства и ужесточил избирательный ценз.
В 1864–1866 годах Испания попыталась вернуть контроль над Перу. Поводом для вторжения стало то, что Перу оказалось неспособным выполнить обязательства по выплате внешнего долга. Однако в ходе так называемой Первой тихоокеанской войны (другое название — Испано-южноамериканская война) Перу (в союзе с Боливией, Чили и Эквадором) отразило вторжение.
В этот период экономика Перу находилась в сильной зависимости от займов британских и немецких банков. Положение попытался исправить президент Мануэль Пардо 11872–1876 годы), который ограничил власть военных, а также установил контроль над добычей залежей селитры, сосредоточенных на побережье и островах, принадлежавших Перу. Селитра представляла собой в те годы главную статью перуанского экспорта (ежегодный объем экспорта удобрений в США и страны Европы достигал 12 миллионов тонн). Подобная мера вызвала негативную реакцию у британских, немецких и чилийских инвесторов, которые подтолкнули руководство Чили начать войну с Перу. Ситуация для Перу осложнялась тем, что старые залежи селитры к концу 1870-х годов практически истощились, что поставило страну на грань банкротства.
Вторая тихоокеанская война между Чили, с одной стороны, и Перу и Боливией — с другой, началась в 1879 году и продолжалась до 1883 года. В ходе войны чилийские войска захватили столицу Перу, создали марионеточное правительство, но в результате сопротивления были вынуждены оставить город. Согласно мирному договору 1884 года, Перу потеряло провинцию Тарапака с богатыми месторождениями селитры и передавало Чили на 10 лет провинции Арика и Такна при условии полной выплаты за этот срок контрибуций, а также решения дальнейшей их принадлежности путём плебисцита. Плебисцит не был проведён в срок, а территориальный спор был разрешён при посредничестве США только в 1929 году, когда Такна была возвращена Перу, а Арика осталась в составе Чили.
В 1885 году прочилийское правительство, опиравшееся на Сивилистскую (Гражданскую) партию, было свергнуто. Пришедшая к власти Конституционалистская партия и её лидеры — президенты генерал Андрес Касерес (1886–1890 годы, 1894–1895 годы) и полковник Ремихио Моралес Бермудес (1890–1894 годы) — взяли курс на привлечение иностранных инвестиций, в результате чего контроль над экономикой в значительной мере перешёл к иностранным компаниям. В обмен на отказ от требования старых долгов британские кредиторы получили право на эксплуатацию перуанской сети железных дорог сроком на 66 лет. Подобная ситуация вызвала недовольство у сторонников Демократической и Сивилистской партий, которые подняли восстание в 1895 году.
1895–1914 годы вошли в политическую историю Перу как период «аристократической республики», характеризующейся стабилизацией политической системы, модернизацией и быстрым экономическим ростом, прогрессивными социальными и политическими изменениями. При президенте Николасе де Пьероле (1895–1899 годы) введены прямые президентские выборы, проведена реорганизация армии, осуществлена реформа финансовой системы; при президенте Эдуардо Лопесе (1899–1903 годы) осуществлена реформа избирательной системы.
Несмотря на протекционистские меры, в 1895–1910 годах наблюдалось усиленное проникновение в Перу иностранного капитала, под контроль которого переходит большая часть основных природных ресурсов — нефти, меди, селитры, плантаций хлопка, сахарного тростника. Ускоренное развитие капиталистических отношений в отраслях со значительным иностранным участием подрывало традиционный аграрный сектор, выталкивая из него избыточную рабочую силу, которая также пополнялась за счёт дальнейшей экспроприации общинных земель. Это вызывало непрерывные крестьянские восстания (наиболее крупные в 1895–1899 годы, 1910–1924 годы). Усилилось рабочее движение (крупные стачки в 1901, 1905, 1906 и 1911 годах), в котором за счёт резкого роста люмпенизированных элементов из числа бывших общинников стали проявляться анархо-синдикалистские тенденции.
В начале XX века наиболее влиятельным игроком на политической арене Перу являлся Аугусто Бернардино Легиа, занимавшей пост президента с 1908 по 1912 годы и с 1919 по 1930 годы. Легиа продолжил политику экономического развития, проводимую его предшественниками — Эдуардо Лопесом (1899–1903 годы) и Хосе Пардо (1904–1908 годы). Во время его президентства активно поощрялся приток иностранных инвестиций, проводилась политика увеличения налогов.
Избранный в 1912 году на должность президента представитель либерально-буржуазных кругов Гильермо Бильинг-хурст предпринял ряд реформ в качестве уступки организаторам стачек: были разрешены деятельность профсоюзов и организация забастовок, введён государственный арбитраж в трудовых конфликтах, сокращены расходы на армию и увеличены затраты на здравоохранение. Подобная политика вызвала недовольство правых, что привело к перевороту в 1914 году, в результате которого при поддержке Сивилистской, Либеральной и Конституционалистской партий у власти оказался полковник Оскар Бенавидес, а в 1915–1919 годах пост президента вновь занимал Хосе Пардо.
В Первой мировой войне Перу не участвовало, однако её последствия пагубно отразились на национальной экономике в силу зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и иностранных монополий. В 1919 году в стране возобновились забастовки и протесты против высокого уровня цен (увеличились по сравнению с 1914 годом более чем в два раза), что существенно отразилось на жизненном уровне перуанцев. В этих условиях бывший президент Легиа совершил в 1919 году переворот и установил личную диктатуру, просуществовавшую до 1930 года. В этот период власти поощряли приток иностранного капитала в страну и операции американских нефтяных монополий, однако в дальнейшем были вынуждены пойти на некоторые ограничения деятельности иностранных компаний.
В 1920 году Легиа ввёл в действие новую конституцию, объявившую недра государственным достоянием и ограничившую деятельность крупного бизнеса, основывающегося на добыче и экспорте ресурсов. Была установлена система прогрессивного налогообложения, расширен круг избирателей и введена система социального страхования. Крестьянские индейские общины наделили статусом юридических лиц. Деятельность Легиа на посту главы государства ознаменовалась силовым подавлением студенческого движения и восстания индейцев. В 1924 году лидер студенческого движения Виктор Рауль Айя-де-ла-Торре создал в эмиграции оппозиционное движение «Американский народно-революционный альянс» (АПРА).
Установив личную диктатуру, Легиа преследовал цель не только подавить революционные выступления, но также ограничить влияние местных олигархических кругов, контролировавших до этого Сивилистскую партию, найдя им замену в расширении правительственной бюрократии и нового среднего класса, возникающего как результат проводимых им реформ. Однако расчёт президента оказался неоправданным. Подавление оппозиции в Конгрессе, внесение поправок в конституцию, разрешающих ему занимать пост президента после 1929 года, непопулярность Лозаннского договора (март 1922 года), разграничившего территорию в районе водостоков Рио Напо (в обществе воспринимался как уступка Колумбии), рост внешнего долга, высокий уровень коррупции резко ослабляли режим Легиа. Прекращение с началом Великой депрессии 1929 года притока иностранных инвестиций и кризисные явления в экономике Перу губительно сказались на эффективности выстроенной им социальной системы и уровне жизни населения. В 1930 году в результате военного переворота во главе с полковником Луисом Санчесом Серро власть Легиа пала, сам диктатор был заключён в тюрьму, где скончался в 1932 году.
← Назад | Перу после обретения независимости | Вперёд →
- Страны мира
- Америка
- Южная Америка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Доколониальный период в истории Перу
- Колониальный период и борьба за независимость
- Перу после обретения независимости
- Перу в 1930–1940-е годы
- Перу в 1950–1960-е годы
- Революционное правительство (1968–1975 годы)
- Гражданское правление в 1980–1990-е годах
- Восстановление демократического правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1975–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Конгрессе по итогам выборов 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Перу в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2010 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Перу в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2011 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...