Уругвай / Конституционные основы, характеристика формы правления

С момента получения независимости от Бразилии в Уругвае было принято шесть конституций: в 1830, 1917, 1934, 1942, 1951 и 1967 годах. Характерной особенностью первой конституции было предоставление президенту широкого круга полномочий, что впоследствии неоднократно подвергалось критике и стало причиной распространения в начале XX века. идей ликвидации поста президента и введения коллегиальной формы правления. Принятая конституция 1917 года сохранила пост президента, существенно сократив его полномочия, и провозгласила создание Национального правительственного совета из 9 членов, избираемого народным голосованием для «параллельного» управления страной наряду с главой государства. Этот орган власти был ликвидирован после установления военной диктатуры и принятия в 1934 году новой конституции, которая установила, что половина мест в Сенате и 3 из 9 мест в кабинете министров должны предоставляться пользующейся наибольшим влиянием оппозиционной партии независимо от числа полученных ею голосов.

В соответствии с конституцией 1942 года, данное положение было ликвидировано. В 1951 году по инициативе левобуржуазной партии «Колорадо-батльиста» был проведён референдум о восстановлении коллегиальной президентской власти. Результаты референдума были закреплены в новой конституции, однако борьба против принципа коллегиальности не стихала, пока в 1967 году не была принята действующая по сей день конституция (с изменениями 1989 и 1997 годы), устанавливающая пост президента, который является одновременно главой государства и главой исполнительной власти и наделён широким кругом полномочий. Таким образом, действующая конституция Уругвая закрепила президентскую форму республики.

Конституция устанавливает особый порядок её полного или частичного изменения. Вопрос о поправках рассматривается в ходе плебисцита, который проводится по инициативе 10 % граждан, внесённых в гражданский реестр и предоставивших постатейные предложения изменений конституции председателю Генеральной ассамблеи, а также по предложению о поправках, одобренному 2/5 голосов от общего состава Генеральной ассамблеи. Поправка считается принятой, если в ходе референдума за неё проголосовало абсолютное большинство граждан, принявших участие, при условии, что данное большинство составляет не менее 35 % всех граждан, внесённых в реестр. Члены Палаты представителей, Сената и представители исполнительной власти также могут вносить предложения о поправках, которые должны быть одобрены абсолютным большинством Генеральной ассамблеи.

В случае одобрения исполнительная власть назначает выборы в Национальный учредительный конвент, который рассматривает предложения о поправках и принимает решение абсолютным большинством голосов. Решение конвента также должно быть вынесено на плебисцит для одобрения большинством граждан, составляющих не менее 35 % от всех, внесённых в реестр. Наконец, конституция может быть изменена путём принятия конституционных законов 2/3 голосов всего состава каждой из палат Генеральной ассамблеи. В этом случае исполнительная власть не может наложить вето на закон, и он вступает в силу после одобрения его гражданами в ходе плебисцита. Подобная процедура изменения конституции позволяет отнести её к законодательным актам «жёсткого типа».

К конституции 1967 года были приняты 4 поправки: 26 ноября 1989 года, 26 ноября 1994 года, 8 декабря 1996 года и 31 октября 2004 года. Изменения затрагивали различные вопросы. Поправка 1989 года касалась порядка предоставления социальных и пенсионных льгот: устанавливался минимальный уровень пенсий, их обязательная индексация и источник финансирования. Изменения 1996 года коснулись порядка организации выборов (ст. 77, 79) и значительно расширили полномочия президента (ст. 175). Последняя конституционная поправка в ст. 47 закрепила, что доступ к чистой питьевой воде является естественным правом человека, а вся вода является собственностью государства.

Раздел II конституции посвящён основным правам, обязанностям и гарантиям граждан. Ст. 7 гарантирует всем жителям республики право на защиту жизни, чести, свободы, безопасности труда и собственности. Никто не может быть лишён прав иначе, как в соответствии с законами, установленными в общих интересах. Ст. 8 провозглашает равенство всех перед законом, исключая признание каких-либо различий между людьми, кроме «вытекающих из их способностей или иных качеств». Конституция устанавливает широкий спектр гражданских и политических прав и свобод: личную неприкосновенность (ст. 31), свободу слова и печати (ст. 29), свободу переписки (ст. 28), защиту интеллектуальной собственности (ст. 33), право на получение образования (ст. 68), право наследования (ст. 48), право на создание различных объединений (ст. 39), а также проведение мирных и невооружённых собраний (ст. 38). Кроме того, ст. 26 исключает возможность применения смертной казни и жестокого обращения с осуждёнными. Государство признает и гарантирует право собственности (ст. 32), право на труд, справедливое вознаграждение, отдых и охрану здоровья (ст. 54). Оно заботится о поддержке семьи (ст. 40) и гарантирует защиту материнства (ст. 42).

Ст. 77 гарантирует каждому гражданину как носителю суверенитета право избирать и быть избранным. Кроме того, иностранцы, пользующиеся хорошей репутацией, владеющие капиталом или собственностью на территории страны либо занимающиеся наукой, искусством, производством, а также постоянно проживающие в Уругвае не менее 5 лет, обладают правом голоса без предварительной натурализации (ст. 78).

Ст. 80 определяет ряд оснований, по которым осуществление гражданином прав и обязанностей в полном объёме может быть приостановлено. К ним относятся: физическая или психическая неспособность лица; участие в уголовном процессе в качестве подсудимого; недостижение восемнадцатилетнего возраста; вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде ссылки, тюрьмы; систематическое занятие бесчестной, аморальной деятельностью; членство в организациях, деятельность которых направлена на разрушение фундаментальных основ государственности; несоответствие поведения лица требованию хорошей репутации. Два последних основания ограничивают избирательные права лиц, получивших гражданство по натурализации.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
О некоторых очередных проблемах радиогеологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Известия академии наук»).О некоторых очередных проблемах радиогеологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Происхождение континентов и океанов / Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ознаменовала переворот в геологической науке. Его смелая гипотеза о перемещении континентов имела большое значение для дальнейшего развития геологии. Настоящий перевод, выполненный с последнего немецкого авторизованного изданиПроисхождение континентов и океанов
Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ...