Иран / Гендерное равенство/неравенство

В преамбуле конституции ИРИ указывается, что развитие общества на исламских принципах означает признание семьи в качестве фундаментальной ячейки общества, основным местом воспитания и взросления детей. Подчёркивается, что в Исламской Республике роль женщины, права которой серьёзно нарушались в период правления старого режима, существенно меняется; в соответствии с исламской традицией её социальная роль становится иной (какой именно — в Основном Законе не указывается).

Подчинённая роль женщины в иранском обществе имеет глубоко укоренённое историко-культурное, социально-политическое и экономическое выражение. Политические права участия в избирательном процессе женщины в Иране получили в 1963 году. Нынешний режим рассматривает проблему гендерного неравенства сквозь призму отдельных проявлений, считая, что возвращение в общество исламских принципов способствовало восстановлению «естественных прав» мусульманских женщин. Поэтому какие-либо женские организации, занимающиеся исключительно гендерными вопросами и политикой, считаются ненужными. Существующие в стране женские организации занимаются в основном проблемами материнства, детского здравоохранения и воспитания. В качестве доказательства своей последовательной политики в области социальной защиты населения, в частности женщин, власти указывают на то, что именно при нынешнем исламском режиме установлен срок выхода женщин на пенсию в возрасте 47 лет (мужчины выходят на пенсию гораздо позже).

Однако несмотря на предоставление женщинам в Иране равных с мужчинами политических прав, гендерная дискриминация в реальности не только сохраняется, но и юридически обоснована. Женщина не имеет права без согласия мужа (или родственника-мужчины) получить паспорт. Её показания в суде имеют лишь «50 % силу» в сравнении с мужскими показаниями. Она не обладает равными правами согласно шариату, которым руководствуется суд, при разводе, наследовании и так далее. Женщины должны придерживаться строгих правил и обычаев при ношении одежды. По сообщениям иностранных источников, в 2004 году в стране была казнена 16-летняя девушка «за действия, несовместимые с непорочностью».

Как и во многих других мусульманских странах, участие женщин в органах власти в Иране не является общепринятой нормой. В работе меджлиса, избранного в 2004 году, участвуют 12 женщин (4,14 % от общего числа депутатов), которые не получили каких-либо руководящих постов в комитетах парламента. Под влиянием общего реакционного настроя в нынешнем парламенте многие женщины-депутаты отказываются от своих предыдущих призывов по обеспечению в стране гендерного равенства. В составе правительства, функционировавшего до 2005 года, была всего лишь одна женщина — вице-президент Моссамех Эбтекар, курировавшая вопросы охраны окружающей среды.


←   Назад  |   Гендерное равенство/неравенство   |   Вперёд   →



 

В снегах крайнего юга / Книга Анатолия Анатольевича Введенского — подробный дневник о второй советской антарктической экспедиции в 1956–1958 годах. В ней все строго документально, ибо автор с тщательной репортёрской дотошностью фиксировал каждое событие в жизни экспедиции.В снегах крайнего юга
Книга Анатолия Анатольевича Введенского — подробный дневник о второй советской ...
Общий курс петрографии / В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных породах, методах их изучения, сообщаются краткие сведения из истории развития петрографии. Излагается материал по кристаллооптике в объёме, необходимом для применения кристаллооптического метода при изучении минералов Общий курс петрографии
В книге излагаются основы петрографии горных пород. Даются общие понятия о горных ...
География как наука и учебный предмет (5-е издание) / Методика географии. Издание пятое. Специфика географии как науки и учебного предмета — её естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство «ТиГеография как наука и учебный предмет (5-е издание)
Методика географии. Издание пятое. Специфика географии как науки и учебного ...