Иран / Местное управление и самоуправление

Несмотря на высокую степень централизации власти (её причины заключаются в основном в господстве официальной исламской идеологии, государственной собственности и в особенностях институционального дизайна), в Иране достаточно прочно укоренены традиции местного управления и самоуправления, которые нынешняя власть не может игнорировать.

Ст. 8 конституции (называется «Коммунальный принцип») ссылается на заповедь Корана о том, что «верующие должны оберегать друг друга, творить добро и бороться со злом». Утверждается, что эта заповедь универсальна и обязательна в отношениях между людьми, а также между людьми и государством, которые должны уважительно относиться друг к другу. Это общее обоснование необходимости местного управления и самоуправления частично конкретизируется в ст. 48 («Ресурсы для регионов»), ст. 100 («Региональные советы»), ст. 103 («Контроль над местными исполнительными органами»), ст. 104 («Советы рабочих»), а также в ст. 105 и 106.

Во главе провинций (останов) стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом. МВД назначает фармандаров-губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц, избираемых прямым голосованием.

Решения советов по вопросам местного значения не должны противоречить принципам ислама и законам страны; в то же время эти решения обязательны для исполнительной власти на территории, где эти советы действуют. Ст. 106 конституции говорит о недопустимости роспуска советов в провинциях и на местах при условии соблюдения ими законодательства. Ст. 106 предусматривала также создание специального органа, который мог бы отслеживать нарушения местными советами законов страны или превышение ими своих полномочий, определял бы целесообразность роспуска (прекращения полномочий) таких советов, что предполагало принятие в будущем определённого закона. Однако такой закон и комиссия по надзору за муниципальными выборами появились лишь в начале 1999 года. В ст. 106 указывается также, что в случае несогласия с решением о своём роспуске совет имеет право обратиться с жалобой в компетентный суд.

Первые выборы местных органов власти были проведены в 1999 году, последние — в 2003 году. В целом, проявлений острых противоречий между центральным правительством и местными органами власти и советами не наблюдается, что, однако, свидетельствует не об органичном характере их отношений, а о чрезвычайной зависимости нижестоящих уровней власти от центра.


←   Назад  |   Местное управление и самоуправление   |   Вперёд   →



 

Зоогеография / Зоогеография — наука о закономерностях распространения животных на поверхности Земного шара. Разные подходы к пониманию предмета зоогеографии. Фауногенетическое и ландшафтное направления в зоогеографии, их истоки и методологические особенности, связь с зоологией и географией. Геозоология. СинтетичесЗоогеография
Зоогеография — наука о закономерностях распространения животных на поверхности ...
Основы биогеографии / Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые сведены в иерархическую систему географические свойства жизни и экологические особенности структурной организации земной поверхности (геоэкография). Критически анализируютсяпринципы ареалогии и районирования флор и фаунОсновы биогеографии
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...
В пустынях Казахстана / В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского описываются путешествия автора по пустыням Юго-Восточного Казахстана. Книга даёт яркое представление о различных типах среднеазиатских пустынь — песчаной, глинистой, каменистой, об истории развития их своеобразной прироВ пустынях Казахстана
В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского ...