Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Иран / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Ст. 57 конституции указывает на существование в политической системе Ирана разделения властей. В частности, констатируется, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом Верховного лидера и лидеров мусульманской уммы. Как свидетельствует политическая история ИРИ, в институциональном и функциональном отношениях власти в Иране взаимодействует по более сложной схеме, нежели в странах с «обычными» авторитарными режимами.

Согласно конституции, рахбар, стоящий на вершине властной пирамиды, является политическим, государственным и религиозным лидером (и одновременно лидером уммы), делящим власть, в первую очередь, с духовенством. Рахбара выбирает Совет экспертов (ст. 107), состоящий из 86 шариатских правоведов-факихов. Совет экспертов выбирается на 8 лет (выборы проводились в 1982, 1990, 1998 годах, предстоят в 2006 году) путём прямого голосования, что, в соответствии с ст. 108 конституции, устанавливается отдельным законом.

Президент, возглавляющий правительство (совет министров) и являющийся высшим после рахбара официальным лицом (ст. 113), избирается путём прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания ещё на один срок (ст. 114). Контроль над отбором кандидатов в президенты, которые должны отвечать определённым требованиям (ст. 115, 116), равно как и за ходом президентских выборов осуществляет Наблюдательный совет (ст. 118), сочетающий в себе функции контрольного органа и второй палаты парламента. В силу особенностей политической системы правительство в Иране не является партийным или коалиционным. Формированием правительства занимается президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в меджлисе. При смене состава меджлиса подтверждение вотума доверия уже работающим министрам не требуется. Президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом (ст. 122). Он подписывает получаемые из меджлиса законодательные акты (или акты, вытекающие из результатов референдума).

Меджлис может выразить вотум недоверия всему совету министров или отдельным его членам (ст. 89), что означает их отставку и невозможность быть назначенными в новый кабинет. В случае недоверия большей части Совета министров в отставку отправляется весь кабинет без возможности назначения в новый кабинет даже тех бывших министров, которым персонально недоверие не выражалось. Пункт 2 ст. 89 предусматривает, что меджлис может объявить вотум недоверия (для этого требуется согласие 2/3 состава парламента) президенту, однако решение об отстранении президента от должности принимает рахбар, который также может отправить президента в отставку в случае признания его Верховным судом виновным в нарушении конституционных обязанностей.

Кроме институтов трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — особое место в институциональном дизайне занимает Высший совет национальной безопасности (гл. XIII конституции, ст. 176), функционирующий в соответствии с конституционными поправками 1989 года и заменивший существовавший до этого периода Совет национальной обороны. ВСНБ координирует деятельность всех институтов государственной власти (включая разведывательных служб) в области обороны и безопасности. В его состав входят президент (возглавляет ВСНБ), два назначенных рахбаром представителя, спикер меджлиса, глава судебной власти, представители вооружённых сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые ВСНБ решения вступают в силу после их одобрения рахбаром.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Бельгия / Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу специфичности промышленности она оказалась наиболее поражена экономическим кризисом капитализма в 70-х годах. В популярной форме автор рассказывает о географическом положении, природе, населении и хозяйстве, национальных праздникБельгия
Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу ...
Об изучении естественных производительных сил России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Известия академии наук»).Об изучении естественных производительных сил России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Тихоокеанским маршрутом / Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом океане знакомит читателя с природой ряда островов, историей их заселения, современным состоянием их природных ресурсов, экономикой, культурой и бытом населения. Большое внимание автор уделяет деятельности человека на островТихоокеанским маршрутом
Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом ...