Иран / Политическая роль военных/силовых структур

Функции военных и силовых структур определены в ст. 143–151 и в ст. 176 конституции ИРИ. В отличие от конституций других стран, которые, как правило, закрепляют за национальными вооружёнными силами только функцию защиты независимости и территориальной целостности, согласно иранскому Основному Закону (ст. 143), в обязанности иранской армии входит также обеспечение «порядка в Иранской Республике». Ст. 147 предписывает использование армии в мирное время для проведения спасательных операций при чрезвычайных ситуациях, а также для обеспечения образовательной и производственной деятельности, что, однако, не должно негативно отражаться на её боеготовности.

На Корпус стражей исламской революции (КСИР), который осуществляет свою деятельность в соответствии с отдельным законом и в координации с вооружёнными силами, возлагаются задачи «по защите революции и её достижений» (ст. 150).

Наряду с жёстким контролем за вооружёнными силами правящий режим уделяет значительное внимание идеологической работе в армии и КСИР. В штатном расписании каждого подразделения (вплоть до взвода) предусмотрена должность муллы. Их влияние на морально-психологическое состояние личного состава весьма значительно.

Согласно конституции ИРИ, вооружённые силы и КСИР входят в структуру органов исполнительной власти, однако политический контроль осуществляет религиозный лидер, являющийся главнокомандующим вооружёнными силами страны. В истории ИРИ не было прецедентов вооружённых переворотов или военного правления.

Среди органов государственной власти в стране существует также Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), созданный в соответствии с конституционными поправками 1989 года (ВСНБ заменил существовавший ранее Совет национальный обороны). ВСНБ, в который по должности входят высшие чины ВС и КСИР, руководители трёх ветвей власти, министр иностранных дел и так далее, возглавляется президентом. Функциями ВСНБ являются, в частности, координация военной и оборонной политики, деятельности разведывательных служб в контексте общей социально-экономической политики страны.

Фактически через систему ВСНБ президент имеет реальные возможности влияния на военные и силовые структуры. Контроль меджлиса над армией, КСИР и другими силовыми структурами весьма слабый и осуществляется, в основном, за счёт того, что спикер меджлиса входит в ВСНБ.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Геологические очерки по Восточной Сибири и Северо-Востоку Российской Федерации / В книге доступным языком, с использованием прилагаемого краткого геологического словаря, с выдержками из отчётов о геологических экспедициях рассказывается о работах в регионах Восточной Сибири и Севера-Востока страны выдающихся геологов конца XIX и первой половины XX столетий. Описаны конкретные экГеологические очерки по Восточной Сибири и Северо-Востоку Российской Федерации
В книге доступным языком, с использованием прилагаемого краткого геологического ...
От Страбона до наших дней / Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней? Как соотносится современная география с экологией и другими науками? Какое место занимает география в системе современных наук? На эти и другие вопросы читатель найдёт ответ в книге. Она хорошо иллюстрирована, снабженаОт Страбона до наших дней
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...
Мы пришли к тебе, полюс! К 35-летию похода атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс / Новая книга капитана дальнего плавания, лауреата Государственной премии СССР, почётного полярника Г.Д.Буркова, продолжающая благородную миссию сохранения памяти о славных делах наших предков для нынешнего и будущих поколений, посвящена совершенно особому событию в истории мирового мореплавания и освМы пришли к тебе, полюс! К 35-летию похода атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс
Новая книга капитана дальнего плавания, лауреата Государственной премии СССР, ...