Кения / Исламский экстремизм и терроризм

После произошедших в 1998 году террористических атак исламистов против посольств США в столице Кении и танзанийском Дар-эс-Са-ламе США нанесли авиационные удары возмездия по предполагаемым базам «Аль-Каиды» в Афганистане и Судане. Уже в ходе объявленной США войны против терроризма в 2002 году неподалёку от города Момбаса был осуществлён взрыв гостиницы, принадлежавшей выходцу из Израиля, а также осуществлён ракетный обстрел израильского пассажирского самолёта. Во многом Кения была избрана местом для этих атак из-за военно-политического сотрудничества с США, позволяющего американцам использовать для своих операций аэродромы и морские порты страны.

Кения, с момента обретения независимости управлявшаяся христианизированными элитами, не сумела адекватно интегрировать в общественную и экономическую структуру крупное мусульманское меньшинство (так, основную часть земли сельскохозяйственного назначения получили христианские и иные народности, на которые приходится и основная доля доходов туристического бизнеса), что вызывает недовольство мусульман.

В Кении мусульмане, составляющие крупный финансово-экономический компонент, добиваются пропорционального представительства мусульман в правительстве и госструктурах, создания дополнительных профильных мусульманских СМИ.

Протестные настроения среди мусульман часто принимают широкий размах, как это, например, было в 1992 году. Тогда мусульмане, составляющие большинство населения города Момбаса, протестовали против отказа властей зарегистрировать Исламскую партию Кении (ИПК) (возникла во многом под влиянием проповедников-фундаменталистов из Судана и сразу вызвала у властей страны подозрения в свете дестабилизирующей роли, которая приписывалась в то время Судану) и ареста ряда её лидеров. При этом прозвучали требования создать в составе страны мусульманский штат с шариатским правлением. Существующее в мусульманской среде недовольство создаёт благоприятные условия для влияния на неё (в первую очередь, на молодёжь) со стороны представителей международного терроризма, что продемонстрировали теракты в Найроби и окрестностях Момбасы.

Столкнувшись с выдвижением опасных лозунгов, власти взяли курс на раскол кенийских мусульман. Для этого, с одной стороны, им были предоставлены значительные финансовые средства, с другой — проведены мероприятия по подавлению радикально настроенных элементов. Созданием в 1993 году по инициативе КАНУ организации под названием «Объединённые мусульмане Африки» были противопоставлены мусульмане-арабы и мусульмане африканского происхождения.

Правительство США настаивает на принятии Кенией закона о борьбе с терроризмом, но рассмотрение его проекта было отложено парламентом из-за противодействия депутатов-мусульман, считающих, что содержащееся в проекте положение о наделении силовых ведомств правом объявлять организации террористическими приведёт к дальнейшему сопротивлению мусульман в стране. Мусульмане Кении склонны считать, что власти пристрастно относятся к ним и в ходе проводимых по требованию США антитеррористических мероприятий прилагают основные усилия к задержанию именно представителей мусульманской общины.

Когда кенийские власти в 2007 году в ходе интервенции эфиопских войск в Сомали направили в Сомали, Эфиопию и на базу ВС США в Гуантанамо ряд подозреваемых в терроризме и пересекших границу Кении лиц, (в том числе лиц, имеющих кенийское гражданство), мусульманские НПО Кении потребовали отказаться от практики секретного сотрудничества и обеспечить подозреваемым публичное судебное разбирательство. Осуждение кенийских мусульман вызвала и депортация имама одной из мечетей Момбасы, задержанного в ходе рейда с целью профилактики терроризма.

Вместе с тем 2007 году стал и годом, когда власти Кении в лице министра иностранных дел Рафаэля Туджу принесли официальные извинения мусульманам за дискриминацию, хотя это выступление было составной частью кампании в поддержку президента Кибаки. В целом мусульманский фактор на фоне событий в Сомали и в контексте международного терроризма чрезмерно осложнил международное положение Кении и добавил сложностей в её внутриполитической жизни.


←   Назад  |   Исламский экстремизм и терроризм   |   Вперёд   →



 

Открыватели Земли / В книге рассказывается об истории открытия Земли с древнейших времён. Много лет живут на Земле люди. Ходят по ней, ездят, плавают по морям. А вот какая из себя Земля, узнали сравнительно не очень давно. Сегодня вопрос о форме нашей планеты может, пожалуй, показаться странным. С раннего детства мы прОткрыватели Земли
В книге рассказывается об истории открытия Земли с древнейших времён. Много лет ...
Жизнь в пути / Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни провёл в путешествиях. Более 70 тысяч километров пути исхожено им по странам Азии и Африки. Его колоссальное рукописное наследие украшает многие книгохранилища мира. Имя его носят музеи, улицы научные общества АзербайджанЖизнь в пути
Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни ...
География горнодобывающей промышленности капиталистического мира / В настоящей монографии даётся анализ развития и размещения в капиталистическом мире ведущих отраслей горнодобывающей промышленности — нефтяной, угольной, газовой, урановой, железорудной, бокситовой, алмазодобывающей и др., на которых базируются важные отрасли обрабатывающей промышленности. На основеГеография горнодобывающей промышленности капиталистического мира
В настоящей монографии даётся анализ развития и размещения в капиталистическом ...