Кения / Исламский экстремизм и терроризм

После произошедших в 1998 году террористических атак исламистов против посольств США в столице Кении и танзанийском Дар-эс-Са-ламе США нанесли авиационные удары возмездия по предполагаемым базам «Аль-Каиды» в Афганистане и Судане. Уже в ходе объявленной США войны против терроризма в 2002 году неподалёку от города Момбаса был осуществлён взрыв гостиницы, принадлежавшей выходцу из Израиля, а также осуществлён ракетный обстрел израильского пассажирского самолёта. Во многом Кения была избрана местом для этих атак из-за военно-политического сотрудничества с США, позволяющего американцам использовать для своих операций аэродромы и морские порты страны.

Кения, с момента обретения независимости управлявшаяся христианизированными элитами, не сумела адекватно интегрировать в общественную и экономическую структуру крупное мусульманское меньшинство (так, основную часть земли сельскохозяйственного назначения получили христианские и иные народности, на которые приходится и основная доля доходов туристического бизнеса), что вызывает недовольство мусульман.

В Кении мусульмане, составляющие крупный финансово-экономический компонент, добиваются пропорционального представительства мусульман в правительстве и госструктурах, создания дополнительных профильных мусульманских СМИ.

Протестные настроения среди мусульман часто принимают широкий размах, как это, например, было в 1992 году. Тогда мусульмане, составляющие большинство населения города Момбаса, протестовали против отказа властей зарегистрировать Исламскую партию Кении (ИПК) (возникла во многом под влиянием проповедников-фундаменталистов из Судана и сразу вызвала у властей страны подозрения в свете дестабилизирующей роли, которая приписывалась в то время Судану) и ареста ряда её лидеров. При этом прозвучали требования создать в составе страны мусульманский штат с шариатским правлением. Существующее в мусульманской среде недовольство создаёт благоприятные условия для влияния на неё (в первую очередь, на молодёжь) со стороны представителей международного терроризма, что продемонстрировали теракты в Найроби и окрестностях Момбасы.

Столкнувшись с выдвижением опасных лозунгов, власти взяли курс на раскол кенийских мусульман. Для этого, с одной стороны, им были предоставлены значительные финансовые средства, с другой — проведены мероприятия по подавлению радикально настроенных элементов. Созданием в 1993 году по инициативе КАНУ организации под названием «Объединённые мусульмане Африки» были противопоставлены мусульмане-арабы и мусульмане африканского происхождения.

Правительство США настаивает на принятии Кенией закона о борьбе с терроризмом, но рассмотрение его проекта было отложено парламентом из-за противодействия депутатов-мусульман, считающих, что содержащееся в проекте положение о наделении силовых ведомств правом объявлять организации террористическими приведёт к дальнейшему сопротивлению мусульман в стране. Мусульмане Кении склонны считать, что власти пристрастно относятся к ним и в ходе проводимых по требованию США антитеррористических мероприятий прилагают основные усилия к задержанию именно представителей мусульманской общины.

Когда кенийские власти в 2007 году в ходе интервенции эфиопских войск в Сомали направили в Сомали, Эфиопию и на базу ВС США в Гуантанамо ряд подозреваемых в терроризме и пересекших границу Кении лиц, (в том числе лиц, имеющих кенийское гражданство), мусульманские НПО Кении потребовали отказаться от практики секретного сотрудничества и обеспечить подозреваемым публичное судебное разбирательство. Осуждение кенийских мусульман вызвала и депортация имама одной из мечетей Момбасы, задержанного в ходе рейда с целью профилактики терроризма.

Вместе с тем 2007 году стал и годом, когда власти Кении в лице министра иностранных дел Рафаэля Туджу принесли официальные извинения мусульманам за дискриминацию, хотя это выступление было составной частью кампании в поддержку президента Кибаки. В целом мусульманский фактор на фоне событий в Сомали и в контексте международного терроризма чрезмерно осложнил международное положение Кении и добавил сложностей в её внутриполитической жизни.


←   Назад  |   Исламский экстремизм и терроризм   |   Вперёд   →



 

Путешествие в Корсику, на остров Эльбу и в Сардинию / Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1846 года (издательство «Типография К. Жернакова»).Путешествие в Корсику, на остров Эльбу и в Сардинию
Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной ...
Арктический мемориал / В книге представлены биографические данные около 300 отечественных и зарубежных персоналий, имена которых есть на географической карте Арктики. Каждая статья сопровождается перечнем объектов, названных в честь данного конкретного лица, с указанием года открытия или присвоения имени и автора созданияАрктический мемориал
В книге представлены биографические данные около 300 отечественных и зарубежных ...
Практикум по физической географии России / Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить программный материал, выработать и закрепить умение анализировать взаимосвязи между различными компонентами природы и природными территориальными комплексами, привить навыки самостоятельной работы с различными источниками географиПрактикум по физической географии России
Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить ...