Кения / Конфликт на востоке страны (проблема Сомали)
Данный конфликт, как и другие конфликты в Африке, имеет смешанную природу, сочетая внешнее и внутреннее измерение. Внутренняя составляющая представлена значительным числом сомалийцев, исторически проживающих на части территории Кении, пограничной с Сомали. Внешняя связана с нестабильностью в самом Сомали, которая оказывает дополнительное раздражающее воздействие на сомалийскую общину в Кении, и без того ощущающую проявления дискриминации. В самое последнее время дополнительным крупным фактором сомалийского воздействия на Кению стала активизация морского пиратства в Аденском заливе и международная реакция на это явление.
Сомалийцев в Кении традиционно воспринимали как стремящихся воссоединиться со своими соплеменниками в едином сомалийском государстве. Политика властей во время войны привела к существенным потрясениям традиционного устройства сомалийской общины: династии местных султанов были упразднены и заменены назначаемыми чиновниками, местная интеллигенция в основном покинула страну, а многие скотоводы, потерявшие из-за мероприятий по принудительной концентрации свои стада, вынуждены были сменить кочевой уклад на оседлый, превратившись в наиболее незащищённую прослойку городских жителей.
Ситуация дополнительно обострилась после падения в Сомали режима Мохаммеда Сиад Барре (1991 год) и последовавшей за этим полномасштабной войны между кланами. В Кению устремились потоки сомалийских беженцев.
При участии Кении в рамках ИГАД были сформированы временное правительство и временный парламент Сомали (конференция по сомалийскому национальному примирению проходила в Найроби в 2002–2004 годах, временное правительство до июня 2005 года имело статус правительства в изгнании, действуя на территории Кении), однако они не оправдали возложенных на них надежд на стабилизацию обстановки внутри страны и укрепление безопасности в регионе. Особую озабоченность у соседей Сомали вызвало усиление Союза исламских судов (СИС), вооружённые отряды которого смогли в 2006 году подавить большинство прочих группировок в стране, открывая дорогу к консолидации сомалийского общества на основах шариата.
Фундаменталисты из Сомали подозревались в финансировании своими единомышленниками из Кении. Со стороны же СИС в адрес Кении раздавались обвинения в том, что последняя всегда неприкрыто поддерживала временное правительство Абдуллахи Юсуф Ахмеда, не учитывая интересов других, более значительных групп сомалийского общества.
Опасения относительно повторения в Сомали афганского варианта с превращением СИС в сомалийский «Талибан» и резким притоком в страну международных исламских террористов были временно развеяны в декабре 2006 — январе 2007 года, когда под натиском армии Эфиопии СИС вынужден был перейти на подпольное положение. В конце января 2007 года кенийским властям сдался шейх Шариф Ахмед, представлявший умеренную группировку в СИС и ранее высказывавшийся за необходимость участия США в процессе урегулирования в Сомали. Границу Сомали пересекли и многие из сторонников фундаменталистского большинства СИС, которые были оперативно арестованы кенийской полицией и переданы силам временного правительства Сомали либо эфиопским военным. Данная акция ещё больше усилила ненависть, которую испытывали к кенийскому руководству представители радикального исламского подполья Сомали и мусульманская община в Кении.
Тогда же власти Кении, используя своё председательство в ИГАД, развернули энергичную дипломатическую деятельность в рамках Афросоюза, направленную на привлечение ряда африканских стран к участию в формировании миротворческого контингента, который должен был бы заменить в Сомали эфиопские войска после их вывода. Такая миротворческая миссия под эмблемой Афросоюза с одобрения СБ ООН была направлена в Сомали в составе контингента Уганды, к которому позже присоединился контингент Бурунди.
В конце 2008 года в условиях начала вывода эфиопских войск из Сомали и полной потери контроля переходного правительства над обстановкой в стране президент А. Юсуф подал в отставку. На конференции различных этнополитических и религиозных сомалийских формаций в Джибути был избран новый президент страны из числа умеренных мусульманистов Шейх Шариф Шейх Ахмед. В марте 2009 года он посетил Найроби и достиг соглашения о нормализации сомалийско-кенийских взаимодействий, сильно охладевших в последние месяцы президентства А. Юсуфа, которому был запрещён въезд в Кению.
← Назад | Конфликт на востоке страны (проблема Сомали) | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Период британского правления
- Независимая Кения
- Конституционные основы и характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1964–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Исламский экстремизм и терроризм
- Конфликт на востоке страны (проблема Сомали)
- Конфликты из-за распределения ресурсов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Африканское христианство
- Секта Мунгики
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 27 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Кении, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние, традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности государства
- Положение Кении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Известный полярный исследователь, побывавший на Аляске рассказывает о её суровой ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...