Уганда / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Официальной идеологии нет. Фактически приоритеты национального развития суммированы в преамбуле конституции и разделе, посвящённом общим принципам. В частности, отмечается стремление достичь в будущем лучшей жизни, построив устойчивые социально-экономическую систему и политический режим, основанные на принципах национального единства, мира, равенства, демократии, свободы, социальной справедливости и прогресса.

Во многом главной задачей населения и правящей элиты Уганды является преодоление последствий вооружённых конфликтов недавнего прошлого, подавление их рудиментов и недопущение подобных событий в будущем, что сегодня характерно для большинства стран субтропической Африки.

Некоторыми исследователями выдвигается предположение, что неофициальной внешнеполитической идеей президента Мусевени и его сторонников является восстановление былого величия древних государств — предшественников современной Уганды (Китары и пр.), а также объединение Восточной Африки под неформальным лидерством самого Мусевени. В ранних работах и высказываниях Мусевени можно встретить следы концепции, которая дала исследователям основания называть лидера Уганды «африканским Бисмарком». Именно агрессивной интегралистской идеей они объясняют вмешательство Уганды в события 1997–2003 годов в Демократической Республике Конго, на востоке которой (в районе расселения баньямуленге — родственников угандийских баньянколе и руандийских тутси) Кампала могла установить своё влияние.

Мусевени выступает в качестве активного пропагандиста восточноафриканской интеграции (и борца с «балканизацией» Африки), идея которой в настоящее время нашла воплощение в возрождённом Восточно-Африканском Сообществе.

Одновременно с этим президент Уганды полагает преждевременным создание панафриканского правительства, проект которого выдвигался Муамаром Каддафи — давним партнёром Уганды и инициатором создания Африканского союза. По мнению Мусевени, объединение континента должно происходить на основе субрегиональных интеграционных процессов, то есть «от части — к целому». Он также выступает за использование суахили в качестве языка общения в Восточно-Африканском сообществе.

Кроме того, Мусевени популяризирует идею «пробуждения» Африки, созвучную концепции «Африканского Ренессанса», которая в 1990-х годах была введена в африканский идеологический дискурс правящей элитой ЮАР. В речах Мусевени заметны следы идеологии «чёрной гордости», проявляющейся, однако, не в виде расовой доктрины, а в качестве средства укрепления у африканцев чувства собственного достоинства и носящей сугубо рациональный характер.

В молодости Мусевени был активным приверженцем африканского социализма, однако в дальнейшем продемонстрировал готовность поддерживать любую идеологию, способную принести максимальный практический успех. Он добился признания со стороны западных стран, проведя ряд успешных либеральных реформ, а в настоящее время проявляет интерес к опыту развития «азиатских тигров».

На уровне рядовых граждан продолжает пользоваться влиянием принцип, наиболее известный широкой публике под названием «убунту» (используется в языках семьи нгуни — зулу, коса и др.). В соответствии с ним индивид может реализоваться только через взаимодействие с общиной и работу на общее благо (человек не является человеком без людей), раскрыться только с помощью других, вследствие чего недопустимо его обособление от прочих, пренебрежение их интересами и проблемами. Наиболее близким русским аналогом этой философской категории является понятие «соборность».

Как и традиционные религии, этот принцип распространён, в первую очередь, в сельской местности, тогда как в городах он либо размывается, либо претерпевает трансформацию (в том числе с подачи интеллектуальных кругов, оторвавшихся от традиции и воспринимающих её сквозь призму западной логики и философии). Вместе с тем институт поддержки членов общины при миграции в города во многом основан именно на этом принципе.

В стране фактически отсутствуют ярко выраженные левый и правый фланги и идейная конфронтация между их представителями. Это объясняется спецификой политического процесса в африканских странах, где партии часто являются не приверженцами определённой идеологии, а только институционально оформленными выразителями интересов тех или иных этнических и конфессиональных групп.

В разное время, в зависимости от конъюнктурных соображений, одни и те же партии могут переходить из одного идеологического спектра в другой, как это произошло, к примеру, с Угандийским народным конгрессом, изначально являвшимся политической структурой умеренно социалистического толка, но в дальнейшем, по сути, ставшим просто партией сторонников конкретного деятеля — Милтона Оботе, которой были уже безразличны политические пристрастия последнего.

Сегодня, несмотря на выдвижение политической программы, основанной на идеях построения государства всеобщего благосостояния и смерть Оботе, УНК во многом продолжает оставаться партией одного человека, что подтверждается и фигурой нового лидера организации, которым стала вдова её бессменного лидера, Мириа Калуле Оботе.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Море Лаптевых. Энциклопедия / Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему в акваторию Северного Ледовитого океана. Энциклопедия содержит около 500 статей о гидрографических, географических объектах и гидрологических особенностях моря. Представлены наиболее значительные природные объекты — остМоре Лаптевых. Энциклопедия
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...
Библиотека путешествий / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1854 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук»).Библиотека путешествий
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1854 года ...
Ископаемые слоны / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года (издательство «Госиздат»).Ископаемые слоны
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года ...