Нигерия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Действующая конституция, принятая в 1999 году, является четвёртой по счету со времени обретения Нигерией независимости.

Основные законы в стране издавались и действовали в периоды гражданского правления 1960–1966 годы (конституция 1960 года) и 1979–1983 годы (конституция 1979 года). В 1989 году парламент Третьей республики начал разрабатывать новый основной закон, который должен был вступить в силу в 1993 году, однако был отменен в связи с военным переворотом.

Две прежние конституции, как и нынешняя, гарантировали основные права и утверждали федеративное устройство, однако число штатов последовательно увеличилось с 3 (конституция 1960 года) до 19 (1979 год), а затем до 36 (1999 год).

По конституции 1960 года, главой государства объявлялся премьер-министр, которого избирали тайным голосованием члены двухпалатной Национальной ассамблеи, состоящей из Палаты представителей и Сената. Депутаты Палаты представителей выбирались, сенаторы назначались премьер-министром. Во главе штатов стояли премьеры, которые также являлись формальными лидерами политических партий. На региональном уровне функционировали Законодательная ассамблея и Палата вождей. Премьер-министр и премьеры штатов наделялись законодательными функциями.

Конституция 1979 года, за основу которой брался основной закон США, устанавливала президентское правление; президент являлся главой исполнительной власти и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами, а члены верхней и нижней палат законодательного органа избирались путём всеобщих выборов. Во главе регионов находились выборные губернаторы.

Нынешняя конституция во многом повторяет главные принципы основного закона 1979 года и носит демократический характер.

Нигерия является федеративным государством с президентской формой правления. Президент, являющийся главой государства, одновременно возглавляет федеральное правительство и является Верховным главнокомандующим. Законодательная власть осуществляется Национальной ассамблеей (парламентом), состоящим из Сената и Палаты представителей.

Конституция наделяет народ Нигерии верховным государственным суверенитетом и провозглашает безопасность и благосостояние граждан первоочередными целями правительства, а также гарантирует участие граждан в управлении государством. Согласно конституции, Нигерия является государством, обеспечивающим соблюдение фундаментальных прав и свобод своих граждан (право на жизнь, уважение чести и достоинства, частная собственность, свобода мысли, слова, переписки, передвижения, ассоциаций и так далее).

Особое внимание уделяется принципам социального государства: так, ст. 16 (п. 16) гласит, что государство должно «контролировать экономику с целью обеспечить максимальное благосостояние, свободу и счастье каждого гражданина на основе принципа социальной справедливости и равенства возможностей». Государственная политика, согласно основному закону, должна быть направлена на обеспечение занятости и средств к существованию для населения, справедливых и гуманных условий труда, возможностей для досуга. Кроме того, государство должно обеспечить своим гражданам условия для получения своевременного медицинского обслуживания и равного доступа к образованию. В целом конституция страны очень подробна. Она оставляет мало возможностей для неоднозначного толкования, что выглядит вполне логичным в свете неудач предыдущих конституций.

Порядок внесения изменений в основной закон страны закрепляется в гл. 1 (ст. 9). Предложения о внесении поправок в конституцию (за исключением ст. 8, определяющей порядок создания новых субъектов Федерации, а также гл. 4, посвящённой правам и свободам граждан), должны быть поддержаны не менее чем 2/3 членов одной из палат федерального парламента (Национальной ассамблеи), а также одобрены законодательными палатами не менее чем 2/3 штатов. Поправки в ст. 9 и гл. 4 могут быть приняты только после одобрения 4/5 членов Национальной ассамблеи и парламентами 2/3 штатов.

Со времени принятия конституции как минимум дважды предпринимались попытки внести в неё изменения. Первый раз это произошло в 2006 году, когда истёк второй срок пребывания О. Обасанджо у власти, и правящая партия НДП безуспешно выступила с идеей поправки, которая позволила бы тогдашнему главе государства остаться на третий срок.

В начале 2008 года была создана комиссия по пересмотру конституции.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Геология СССР / Во второй книге тома обобщены материалы по магматизму, тектонике, геоморфологии и истории геологического развития территории Узбекистана. При рассмотрении этапов геологического развития Узбекистана с раннего палеозоя до настоящего времени ярко выступает разнообразие тектонических режимов и связанныхГеология СССР
Во второй книге тома обобщены материалы по магматизму, тектонике, геоморфологии и ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
История земли / В книге излагаются современные сведения о всех 4,6 млрд лет истории Земли — о росте ядра и эволюции её оболочек, происхождении и эволюции атмосферы и гидросферы, образовании и эволюции океанической и континентальной земной коры, геологических периодах последних 600 млн. лет истории Земли. СпециальныИстория земли
В книге излагаются современные сведения о всех 4,6 млрд лет истории Земли — о росте ...