Уругвай / Конституционные основы, характеристика формы правления

С момента получения независимости от Бразилии в Уругвае было принято шесть конституций: в 1830, 1917, 1934, 1942, 1951 и 1967 годах. Характерной особенностью первой конституции было предоставление президенту широкого круга полномочий, что впоследствии неоднократно подвергалось критике и стало причиной распространения в начале XX века. идей ликвидации поста президента и введения коллегиальной формы правления. Принятая конституция 1917 года сохранила пост президента, существенно сократив его полномочия, и провозгласила создание Национального правительственного совета из 9 членов, избираемого народным голосованием для «параллельного» управления страной наряду с главой государства. Этот орган власти был ликвидирован после установления военной диктатуры и принятия в 1934 году новой конституции, которая установила, что половина мест в Сенате и 3 из 9 мест в кабинете министров должны предоставляться пользующейся наибольшим влиянием оппозиционной партии независимо от числа полученных ею голосов.

В соответствии с конституцией 1942 года, данное положение было ликвидировано. В 1951 году по инициативе левобуржуазной партии «Колорадо-батльиста» был проведён референдум о восстановлении коллегиальной президентской власти. Результаты референдума были закреплены в новой конституции, однако борьба против принципа коллегиальности не стихала, пока в 1967 году не была принята действующая по сей день конституция (с изменениями 1989 и 1997 годы), устанавливающая пост президента, который является одновременно главой государства и главой исполнительной власти и наделён широким кругом полномочий. Таким образом, действующая конституция Уругвая закрепила президентскую форму республики.

Конституция устанавливает особый порядок её полного или частичного изменения. Вопрос о поправках рассматривается в ходе плебисцита, который проводится по инициативе 10 % граждан, внесённых в гражданский реестр и предоставивших постатейные предложения изменений конституции председателю Генеральной ассамблеи, а также по предложению о поправках, одобренному 2/5 голосов от общего состава Генеральной ассамблеи. Поправка считается принятой, если в ходе референдума за неё проголосовало абсолютное большинство граждан, принявших участие, при условии, что данное большинство составляет не менее 35 % всех граждан, внесённых в реестр. Члены Палаты представителей, Сената и представители исполнительной власти также могут вносить предложения о поправках, которые должны быть одобрены абсолютным большинством Генеральной ассамблеи.

В случае одобрения исполнительная власть назначает выборы в Национальный учредительный конвент, который рассматривает предложения о поправках и принимает решение абсолютным большинством голосов. Решение конвента также должно быть вынесено на плебисцит для одобрения большинством граждан, составляющих не менее 35 % от всех, внесённых в реестр. Наконец, конституция может быть изменена путём принятия конституционных законов 2/3 голосов всего состава каждой из палат Генеральной ассамблеи. В этом случае исполнительная власть не может наложить вето на закон, и он вступает в силу после одобрения его гражданами в ходе плебисцита. Подобная процедура изменения конституции позволяет отнести её к законодательным актам «жёсткого типа».

К конституции 1967 года были приняты 4 поправки: 26 ноября 1989 года, 26 ноября 1994 года, 8 декабря 1996 года и 31 октября 2004 года. Изменения затрагивали различные вопросы. Поправка 1989 года касалась порядка предоставления социальных и пенсионных льгот: устанавливался минимальный уровень пенсий, их обязательная индексация и источник финансирования. Изменения 1996 года коснулись порядка организации выборов (ст. 77, 79) и значительно расширили полномочия президента (ст. 175). Последняя конституционная поправка в ст. 47 закрепила, что доступ к чистой питьевой воде является естественным правом человека, а вся вода является собственностью государства.

Раздел II конституции посвящён основным правам, обязанностям и гарантиям граждан. Ст. 7 гарантирует всем жителям республики право на защиту жизни, чести, свободы, безопасности труда и собственности. Никто не может быть лишён прав иначе, как в соответствии с законами, установленными в общих интересах. Ст. 8 провозглашает равенство всех перед законом, исключая признание каких-либо различий между людьми, кроме «вытекающих из их способностей или иных качеств». Конституция устанавливает широкий спектр гражданских и политических прав и свобод: личную неприкосновенность (ст. 31), свободу слова и печати (ст. 29), свободу переписки (ст. 28), защиту интеллектуальной собственности (ст. 33), право на получение образования (ст. 68), право наследования (ст. 48), право на создание различных объединений (ст. 39), а также проведение мирных и невооружённых собраний (ст. 38). Кроме того, ст. 26 исключает возможность применения смертной казни и жестокого обращения с осуждёнными. Государство признает и гарантирует право собственности (ст. 32), право на труд, справедливое вознаграждение, отдых и охрану здоровья (ст. 54). Оно заботится о поддержке семьи (ст. 40) и гарантирует защиту материнства (ст. 42).

Ст. 77 гарантирует каждому гражданину как носителю суверенитета право избирать и быть избранным. Кроме того, иностранцы, пользующиеся хорошей репутацией, владеющие капиталом или собственностью на территории страны либо занимающиеся наукой, искусством, производством, а также постоянно проживающие в Уругвае не менее 5 лет, обладают правом голоса без предварительной натурализации (ст. 78).

Ст. 80 определяет ряд оснований, по которым осуществление гражданином прав и обязанностей в полном объёме может быть приостановлено. К ним относятся: физическая или психическая неспособность лица; участие в уголовном процессе в качестве подсудимого; недостижение восемнадцатилетнего возраста; вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде ссылки, тюрьмы; систематическое занятие бесчестной, аморальной деятельностью; членство в организациях, деятельность которых направлена на разрушение фундаментальных основ государственности; несоответствие поведения лица требованию хорошей репутации. Два последних основания ограничивают избирательные права лиц, получивших гражданство по натурализации.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Современная Австралия. Краткий политико-экономический очерк / Авторы данной работы анализируют вопросы, связанные с развитием основных отраслей народного хозяйства Австралии. Они рассматривают также государственное устройство и внутриполитическую жизнь страны. Серьёзное внимание уделяется политическим партиям и рабочему движению. Показаны роль и место АвстралиСовременная Австралия. Краткий политико-экономический очерк
Авторы данной работы анализируют вопросы, связанные с развитием основных ...
Первые шаги в науке о Земле / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года (издательство «Госиздат»).Первые шаги в науке о Земле
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года ...
Западная Европа / Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и русско-французско-немецко-английско-итальянским дорожным словарём. Четвёртое издание, пересмотренное и дополненное. Одобрено Министерством финансов для библиотек коммерческих учебных заведений. Воспроизведено в оригинальЗападная Европа
Под редакцией С. Н. Филиппова. С 36 картами и планами, 120 видами и рисунками и ...